На Сатурне ледяные дожди: астрономы рассказали, как кольца могут менять погоду на газовом гиганте

Ученые выяснили еще один факт о шестой планете Солнечной системы

3 апреля 2023
Johan Swanepoel / Alamy

Казалось бы, ученые так дотошно изучили кольца Сатурна, что знают о них все. Даже то, как они выглядят с его поверхности. Но планетологи всегда найдут, чем нас удивить! Например, члены Американского астрономического общества уверяют, что впервые выяснили, как кольца влияют на атмосферу Сатурна.

В издании The Planetary Science Journal астрономы опубликовали исследование, в котором заверяют, что кольца не просто являются отличительной особенностью Сатурна, но и оказывают на космического гиганта самое прямое влияние, нагревая верхние слои его атмосферы.

Сделать такое открытие астрономам помогли данные, собранные с помощью космических телескопов International Ultraviolet Explorer и «Хаббл», космических кораблей «Вояджер-1» и «Вояджер-2», зонда «Кассини». Благодаря всему этому научному вооружению удалось выяснить, что в атмосфере Сатурна есть спектральная линия горячего водорода, и это ни что иное как избыток ультрафиолетового излучения. Именно он, по мнению ученых, нагревает и загрязняет верхнюю часть атмосферы.

Астрономы уверены: причина нагрева — ледяные частицы колец, которые ливнем падают в атмосферу Сатурна. Откуда берется этот ледяной дождь? На этот вопрос у исследователей есть сразу несколько версий:

• воздействие микрометеоритов;

• бомбардировка частицами солнечного ветра;

• ультрафиолетовое излучение;

• электромагнитные силы, притягивающие заряженную пыль.

Приняв во внимание это открытие и объединив его со всем, что раньше было известно о сезонном воздействии Солнца на Сатурн, ученые пришли к выводу, что энергия Солнца все-таки не разогревает атмосферу Сатурна — за это в ответе именно дождь с колец.

Возможно, вскоре астрономы научатся и возраст космического гиганта по его кольцам определять, а пока они в точности дают ответ на один из главных космических вопросов: откуда у Сатурна его знаменитые кольца?