Космическая катастрофа: откуда у Сатурна его знаменитые кольца?

Ученые объяснили, как планета приобрела свой узнаваемый облик

19 сентября 2022
Космическая катастрофа: откуда у Сатурна его знаменитые кольца?
Aaron Bastin / Alamy

Кольца Сатурна образовались примерно 160 миллионов лет назад в результате разрушения спутника. К такому выводу пришли ученые Массачусетского технологического института.

Исследователи считают, что причиной схода спутника с орбиты и образования колец стала дестабилизация орбиты Титана из-за гравитационной связи с соседним Нептуном. Это же явление ответственно за большой наклон оси вращения Сатурна — 26,7 градуса.

В исследовании, опубликованном в журнале Science, команда ученых предполагает, что Сатурн, у которого сегодня насчитывается 83 спутника, когда-то имел еще один — Хризалис.

Исследователи предполагают, что вместе со своими «братьями и сестрами» Хризалис вращался вокруг Сатурна в течение нескольких миллиардов лет, оказывая на него определенное влияние, из-за которого планета вращалась в резонансе с Нептуном.

Но, по оценкам ученых, 160 миллионов лет назад, Хризалис стал нестабильным и подошел слишком близко к планете. Все это имело для «бунтаря» фатальные последствия — столкновение разорвало спутник на части. Это событие также освободило Сатурн от влияния Нептуна.

В момент разрушения 99% Хризалиса было поглощено газовым гигантом, но небольшие обломки могли остаться на орбите в виде маленьких ледяных кусочков, которые сформировали характерные кольца планеты.

Таким образом, пропавший спутник помог объяснить сразу две загадки Сатурна: наклон газового гиганта и возраст его колец.

Ранее ученые назвали сроки будущих полетов человека на Сатурн.