Открытие поможет миллионам: шведские ученые заглянули в уши тупорылых крокодилов

Рептилии-долгожители удивили исследователей

6 июля 2022
Африканский тупорылый крокодил
carla65 / Alamy

Исследователи из Уппсальского университета в Швеции в поисках новых вариантов лечения нейросенсорной глухоты человека изучили уши крокодилов. Эти рептилии отличаются острым слухом и умеют его восстанавливать. Но механизм, при помощи которого животные это делают, до сих пор не был известен.

Более 1,2 миллиарда человек в мире сегодня имеют нарушения слуха. Методы восстановления его очень ограничены, в случае нейросенсорной глухоты или тугоухости остаются только два способа — ношение слухового аппарата и установка импланта, заменяющего улитку внутреннего уха.

Одна из самых частых причин глухоты у людей — ухудшение работы рецепторов, которые не регенерируются у человека, но обладают таким свойством у некоторых животных.

Ученых заинтересовал пример крокодилов, которые живут по 70 лет и более, при этом хорошо слышат на протяжении всей жизни. Их слух работает как на суше, так и под водой: рецепторы реагирует на температуру окружающей среды и меняют чувствительность к разным звукам в зависимости от ситуации.

Шведские специалисты проанализировали образцы тканей кубинских крокодилов и самой маленькой из грозных рептилий — африканского тупорылого крокодила.

С помощью электронного микроскопа и молекулярных методов ученые нашли во внутреннем ухе мелкие клеточные частицы, напоминающие экзосомы — микроскопические внеклеточные пузырьки. У крокодилов они образовывают альвеолы, которые помогают изгибаться ресничкам волосковых клеток. Также экзосомы выделяют ферменты, способные разрушать и восстанавливать мембрану, об которую трутся реснички при улавливании звуковых колебаний.

Авторы предположили, что именно эта особенность делает слух особо острым и регулирует чувствительность в разных средах, а также является частью процесса восстановления внутреннего уха.

Хельге Раск-Андерсен

«Новые волосковые клетки образуются у крокодилов в результате активации так называемых опорных клеток. По нашей гипотезе, это отрастание запускают эфферентные нервы, которые передают импульсы от мозга».

Ученые пока на пути к выяснению причин, но рассчитывают скоро узнать весь механизм воссоздания волосковых клеток у рептилий.

Эти знания «из мира крокодилов» помогут миллионам людей с нарушением слуха, передает издание Phys.org.