На 5 градусов ближе к выздоровлению: как холод помогает сращивать сломанные кости?

Чтобы вылечить, нужно заморозить

3 мая 2023
Vladislav Zadjko / Alamy

Специалисты МГТУ им. Баумана, Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова и Сеченовского университета доказали в исследовании на крысах, что при охлаждении переломов всего на 5 градусов травма заживает в два раза быстрее.

Ученые разрабатывают методику криолечения сложных переломов у людей, которую можно будет использовать в домашних условиях. Результаты исследования, поддержанного грантом Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в Journal of Thermal Biology.

Позитивное воздействие холодом часто используется в медицине, в том числе в хирургии, физиотерапии, для снятия отеков и уменьшения воспаления при ушибах, в том числе с спортивной медицине. Известно, что охлаждение увеличивает приток крови и иммунных клеток к месту воздействия, что способствует быстрому восстановлению. А также влияет на нервные окончания и уменьшает боль. Но эти методы рассчитаны на то, что охлаждаются поврежденные ткани.

В новом исследовании российская команда ученых решила проверить, можно ли применять охлаждение для ускорения заживления переломов костей, если нельзя воздействовать на саму кость. «Морозить» тогда придется через кожу и, возможно, другие ткани, в зависимости от места травмы.

Лабораторных крыс с травмами конечностей разделили на три группы. Первые две лечили криотерапией, используя прибор российского производства «Холод-01». Первой группе охлаждали места травм дважды в неделю, второй — один раз в неделю и только одну лапку из двух. Третья контрольная группа лечения холодом не получала.

Через шесть недель повреждения костей у животных в первой группе зажили. Во второй группе к этому времени восстановилась не вся костная ткань, но заживление шло гораздо лучше, чем в третьей, причем даже для той лапы, которую не охлаждали. То есть эффект распространялся даже на удалении. По выводам авторов, это происходило потому, что охлаждение работает не только для клеток костей и сосудов, но и для иммунных клеток в месте повреждения и во всем организме.

«Мы надеемся, что применение криотерапии поможет в лечении сложных случаев, например, переломов с замедленным сращением, у пациентов с сопутствующими заболеваниями, которые мешают нормальной регенерации кости», — объясняет доцент МГТУ имени Н.Э. Баумана Алексей Шакуров.

В итоге разработчики рассчитывают создать такой метод, при котором пациент на дому сможет ускорить срастание костей, а также уменьшить количество осложнений.

Это не первое исследование пользы холода для здоровья: ранее ученые показали, как низкие температуры помогают противостоять болезни Альцгеймера.