Мы живем в мире, где скука отменена. Чем это опасно, объясняют социологи
Фото
M-Production / Alamy

Социологи из Университета Бата (Великобритания) и Тринити-колледжа (Ирландия) выяснили: социальные сети не дают человеку погружаться в чувство скуки, которое было доступно нашим предкам. И, как бы странно это ни звучало, это целая проблема. Ведь только глубокая тоска становится благодатной почвой для творчества.

Как поясняют социологи, «настоящая» скука отличается от того чувства, которое мы испытываем, когда ждем автобус на остановке или любимую телепередачу. И как только современный человек чувствует это первоначальное погружение в монотонность, ничего-не-делание, он прибегает к способу мгновенно развеяться — для этого можно заглянуть в мессенджеры, соцсети, пролистать новостную ленту… Таким образом, скука никогда не переходит на уровень, где мы могли бы придумать что-то новое, чтобы ее развеять — то есть обратиться к творчеству.

Команда исследовала образ жизни 15 человек, которые во время пандемии COVID либо находились в оплачиваемом отпуске, либо были отправлены на удаленку. Разумеется, тоскуя, участники прибегали к пролистыванию соцсетей.

Но у тех, кто реже «нырял» в думскроллинг, тоска вызывала чувства беспокойство и пустоты. Эти переживания, в свою очередь, становились толчком для чего-то большего. И люди заполнили эту пустоту такими увлечениями, как столярное дело, выпечка, езда на велосипеде — кто-то открывал для себя новые хобби, кто-то возвращался к давно забытым.

Тимоти Хилл

Идея существования и отличий поверхностной и глубокой скуки звучала еще столетие назад в лекциях немецкого философа Мартина Хайдеггера. Он полагал, что скука чрезвычайно важна для жизни, и ее даже необходимо культивировать.

Данное исследование уже не первое, в котором звучит мысль: скука и связанные с ней блуждания свободного ума — основа для творчества и инноваций. Может быть, поэтому самые хорошие идеи теперь могут пробиться к нам только в душе, куда мы не берем с собой смартфон.

По материалам Science Alert.