Муха на службе полиции: зачем в Австралии устроили эксперимент с 70 трупами в чемоданах

Там, где бессильны сыщики, помогут энтомологи

3 сентября 2022
Paola Magni / The Conversation

Недавно семья из Новой Зеландии открыла жуткий «ящик Пандоры» — внутри чемоданов, оставленных неизвестным в камере хранения, оказались человеческие останки.

К сожалению, это не единственный подобный случай. Трупы нередко находят в сумках, мусорных баках, багажниках автомобилей, холодильниках и морозильных камерах. Так, чемоданы с ужасающим содержимым обнаруживали на токийском вокзале в 2015 году, на пляже в Сиэтле в 2020-м и на обочине шоссе в Австралии в 2019-м.

Но почему убийцы часто оставляют тела жертв именно в чемоданах, а не закапывают в землю или растворяют в ванне с серной кислотой, как это часто бывает в триллерах? Ответ в хладнокровной практичности — чемоданы довольно легко приобрести, они просты в транспортировке. Кроме того, такая тара на какое-то время может скрыть запах разложения.

Криминалисты называют такие страшные тайники «средами с ограниченным доступом», потому что чемоданы первое время препятствуют появлению насекомых. Но в какой-то момент мухи все же проникают через преграду. И задача судебных энтомологов — оценить время, прошедшее с момента смерти, проследить перемещение преступника и жертвы, определить наличие наркотиков и чужеродной ДНК в теле жертвы. Причем сделать все это нужно с помощью знаний о насекомых.

Получить больше информации помог недавний эксперимент. Британские и австралийские исследователи понаблюдали за процессом разложения тел в той самой ограниченной среде. Согласно выводам эксперимента, насекомые-падальщики проявляют чрезвычайную ловкость, когда дело доходит до трупов, спрятанных даже в таких труднодоступных местах, как чемодан.

В рамках эксперимента криминалисты разместили в чемоданах трупы поросят и в течение месяца мы наблюдали за ростом колонии мясных мух на молниях. Открывая чемоданы через определенные промежутки времени, исследователи отслеживали жизненный цикл насекомых внутри тайника.

Выяснилось, что после окончания личиночной стадии взрослое насекомое оказывается запертым в ловушке. Эти мухи представляют богатый источник информации для экспертов-энтомологов, которые на основе анализа экзоскелетов насекомых могут делать выводы о времени или сезоне смерти, возможном перемещении тела, помогая следователям в установлении всех обстоятельств трагедии.