Можно затопить планету целиком: сколько воды на Марсе и где она «спряталась»?

Разгадана тайна марсианской геологической формации размером с Индию

24 января 2024
Можно затопить планету целиком: сколько воды на Марсе и где она «спряталась»?

Björn Schreiner 2021 @ FU Berlin via ESA

Mars Express, межпланетная научная станция Европейского космического агентства (ESA), раскрыла загадку Medusae Fossae Formation (MFF) — гигантской геологической формации, простирающейся более чем на 5 тысяч километров вдоль марсианского экватора.

Не исключено, что в глубине MFF, под толстым слоем пыли, находятся огромные запасы водяного льда. Это самое крупное месторождение льда в этой части Красной планеты. Если этот лед растопить, то Марс будет покрыт слоем воды глубиной от 1,5 до 2,7 метра, и ее хватит, чтобы полностью заполнить земное Красное море, сообщает ESA.

MFF была открыта Mars Express свыше 15 лет тому назад, и с тех пор станция занимается изучением этой странной структуры марсианского рельефа. До сих пор MFF, площадь которой сравнима с площадью Индии, называли «фабрикой пыли», так как мягкие осадочные породы на поверхности формации легко поддаются эрозии и выветриванию, и являются основным источником бушующих на Марсе пыльных бурь. Ранее было обнаружено, что некие отложения под поверхностью MFF уходят на глубину до 2,5 километров, но из чего они состоят, до сих пор было неясно.

Анализ новой информации, полученной с помощью радара, показал, что толщина глубинных отложений еще больше, чем думали, и достигает 3,7 километров. При этом характеристики радиолокационных сигналов, поступающих из глубин MFF, аналогичны тем, что были получены при просвечивании марсианских полюсов, где залегает очень много водяного льда.

В итоге ученые пришли к выводу, что под поверхностью формации с высокой степенью вероятности находятся слои льда, покрытые коркой из сухих осадочных пород — вулканического пепла и пыли — толщиной в несколько сотен метров.

Хотя сейчас Марс — это безводный, безжизненный мир, поверхность планеты полна следов присутствия на ней жидкой воды. Об этом говорят высохшие русла рек, пересохшие акватории озер, морей и океанов. Если существование массивных запасов льда в районе марсианского экватора будет подтверждено, не подлежит сомнению, что они явно сформировались в предыдущую климатическую эпоху, а это делает открытие еще более интригующим и позволяет по-новому взглянуть на климатическую историю Красной планеты. Как отмечают ученые, предстоит выяснить, как именно и как долго происходило формирование этих ледяных отложений, и как выглядел Марс в те времена.

Как марсианские микробы съели свое «одеяло» и замерзли насмерть, мы объясняли ранее.