Можно хоть в космос лететь: новый сверхмощный источник энергии назвали в честь фильма «Челюсти»

Ученые из Дании и США придумали альтернативное топливо

4 июля 2022
Konstantin Shaklein / Alamy

Сотрудники Национальной лаборатории Министерства энергетики США в Беркли совместно с Датским техническим университетом разработали метод получения альтернативного топлива, похожего на биодизель, с помощью процесса метаболизма обычных почвенных бактерий. Пережевывая пищу, они синтезируют молекулы, которые могут производить много энергии. Авторы уверяют: мощности при сгорании этого топлива хватит для отправки ракеты в космос.

Ученые ищут альтернативные пути в условиях дефицита природных ресурсов, в том числе нефти, на основе которой производят традиционное топливо для авиации и космической отрасли. Команда исследователей задалась вопросом, можно ли повторить процесс высвобождения энергии без использования полезных ископаемых.

Датский микробиолог Пабло Крус-Моралес ранее работал с бактериями стрептомицетами, которые обычно встречаются в почве. Он помог коллегам в Лаборатории Беркли получить с помощью этих организмов хитро устроенную молекулу. Из-за ее вида — с укусоподобными углублениями — она получила название Джавсамицин (Jawsamycin) — в честь фильма «Челюсти» (Jaws).

Пабло Крус-Моралес

«Когда бактерии пережевывают глюкозу, они расщепляют сахар или аминокислоты и превращают их в строительные блоки для углерод-углеродных связей. Вы производите жир в своем теле таким же образом, с той же химией, но у этого бактериального процесса есть некоторые очень интересные повороты».

В молекуле «с зубами» циклопропановые кольца из трех атомов углерода располагаются в форме треугольника. В таком виде им приходится сильно изгибаться, для чего нужно много энергии. Авторы поясняют: в химии все, что требует энергии для производства, высвобождает энергию при разрушении. Поэтому молекулы обладают взрывоопасными свойствами.

Это дает возможность высвобождать большое количество энергии, как и при сжигании нефти. Понадобиться обработать альтернативное топливо таким образом, чтобы оно воспламенялось при более низких температурах. Тогда на нем смогут запускать ракеты и летать самолеты.

Авторы, однако, сетуют, что в современном мире еще значительно субсидируется ископаемое топливо, это связано с геополитикой и социально-политическими причинами. Поэтому их открытие, скорее всего, удастся масштабировать до коммерческого уровня нескоро и молекулярное топливо будет применяться только в будущем, когда ископаемые станут еще большим дефицитом, пишет издание Science Daily.