Микроб, а на вкус — говядина: европейские ученые нашли сытный способ спасти планету

У нового продукта большие перспективы, считают исследователи

5 мая 2022
freshphotography.net / Alamy

Треть глобальных выбросов парниковых газов на совести продовольственной системы, а крупнейший загрязнитель воздуха — животноводство. К такому выводу пришли исследователи из Потсдамского института изучения климатических изменений.

Ученые считают, что решение экологической проблемы лежит в сокращении потребление животного белка. Альтернативой может стать микробный белок, который получается в результате ферментации грибных бактерий. Замена «традиционного» мяса позволит значительно сократить выброс парниковых газов и остановить вырубку лесов для нужд животноводства, сообщает Science Daily.

«Хорошая новость в том, что людям не нужно бояться, что им придется есть только зелень. Они могут продолжать питаться гамбургерами. Изменится только производство котлет для них».

Группа исследователей из Германии и Швеции обнаружила, что если человечество заменит хотя бы 20% мяса в своем рационе, то к 2050 году вырубка лесов и выбросы CO2 могут снизиться вдвое. В этом случае сокращение поголовья крупного рогатого скота не только снизит нагрузку на окружающую среду, но и поспособствует уменьшению выбросов метана и оксида азота.

Сегодня есть три альтернативы мясу. Это продукты на растительной основе, искусственно выращенные клетки животных и микробный белок, полученный в результате ферментации. Последний вариант считается самым перспективным и недорогим, в отличие от «мяса из пробирки».

Сейчас микробный белок можно без проблем найти на полках супермаркетов в Великобритании и Швейцарии. При этом для его производства требуется гораздо меньше сельскохозяйственных земель, чем для выращивания скота. В качестве питательного вещества для микробов выступает сахар, также для роста биомассы требуется тепло.

Поэтому в целом производство микробного белка — довольно простой процесс, он схож с получением дрожжей для пива и хлеба. При этом конечный продукт может вовсе не отличаться по своим вкусовым и питательным свойствам от обычного мяса.

Биотехнология была разработана на основе многовекового метода ферментации в 1980-х годах. В 2002 году микропротеин стали продавать в США в качестве безопасной альтернативы мясу.