Метеорит был «контрольным в голову»: как Земля уничтожала динозавров на протяжении миллионов лет

Геологи восстановили закат эпохи гигантских ящеров «методом макарон»

29 ноября 2023

Depositphotos via Legion Media

Ученые из Университета Макгилла (Канада) разработали новую методику, которая позволяет определить выбросы токсичных газов в воздух во время извержений вулканов десятки миллионов лет назад. Ее использовали, чтобы узнать историю одного из крупнейших вулканических образований на Земле — Деканских траппов в Индии. Анализ магматических пород показал, что около 65–66 миллионов лет назад массовое извержение вулканов вызвало такие изменения климата, которые за пару сотен лет, вероятно, привели к постепенному вымиранию динозавров и многих других видов. Новые данные, опубликованные в журнале Science Advances, делают знаменитый метеорит только малой частью этой истории.

Минеральные «ловушки»

Деканские траппы — это огромное магматическое плато с рельефом, напоминающим ступени (от шведского trappaлестница) на плоскогорье Декан в западной и центральной Индии. Оно появилось в результате совершенно ошеломляющего и продолжительного извержения вулканов в конце мелового периода (60–68 миллионов лет назад). Тогда лавовые потоки залили 1,5 миллиона км2 на Индостане. Со временем площадь магматической провинции сократилась до 500 тысяч км2.

Группа исследователей взяла образцы пород траппов для анализа в лаборатории по новой технологии, которую авторы сравнивают с «методом макарон». Когда макароны варят в подсоленной воде, в них остается немного соли: анализируя содержание этого небольшого количества специи в самом блюде, можно рассчитать, какой была ее изначальная концентрация в воде.

Аналогичным образом некоторые элементы после извержения вулканов попадают в «ловушки» в минералах, когда те остывают. И новая методика позволяет сначала определить содержание серы и фтора в породах деканских «ловушек». А затем высчитать общее количество этих газов, которое было выброшено при извержении.

«Методика оценки выбросов серы и фтора — сложная комбинация химии и экспериментов. Обнаружение подсказок в образцах древних пород было немалым подвигом. Фактически, новая методика помогла расшифровать вулканическую историю», — объясняет профессор Дон Бейкер из Университета Макгилла.

Ужасы вулканической зимы

Ученые выяснили, что за 200 лет до вымирания динозавров только в этом регионе в результате извержения миллиона кубических километров породы в атмосферу были выброшены критические концентрации серы и фтора. Их было достаточно, чтобы вызвать явление, известное как вулканическая зима — глобальное понижение температуры по всему миру.

<p>Дон Бейкер</p>

«Климатические условия были нестабильными, с повторяющимися вулканическими зимами, которые могли длиться десятилетиями до вымирания. Эта нестабильность осложнила жизнь всем растениям и животным и подготовила почву для вымирания динозавров».

Авторы считают, что им наконец удалось объяснить столь важное в истории планеты событие, как массовое вымирание видов, включая гигантских ящеров, которое в итоге позволило появиться млекопитающим и эволюционировать человеку.

Новые данные дополняют выводы предыдущего исследования, которое показало, что разнообразие динозавров медленно, но неуклонно снижалось на протяжении двух миллионов лет перед катастрофой. Видов рептилий становилось все меньше, и теперь мы можем представить, почему. Земля тогда совсем не была похожа на тропический рай: повторяющиеся вулканические зимы, тысячелетия извержений, поля лавы и сера в воздухе. Газы из «ловушек» магматических минералов, скорее всего, просачивались в атмосферу в течение сотен лет прежде, чем метеорит Чикшулуб нанес последний удар.

Как в меняющихся условиях удалось выжить крокодилам, Vokrugsveta.ru рассказывал тут.