Медведь на ухо наступил: чем удивила ученых ДНК Бетховена?

Ученые измерили «музыкальность» гениального композитора

28 марта 2024
Медведь на ухо наступил: чем удивила ученых ДНК Бетховена?

Future Image via Legion Media

В 2023 году изучение образцов ДНК Людвига ван Бетховена, выделенных ранее из пряди волос знаменитого композитора, позволило установить генетическую предрасположенность Бетховена к болезням печени и раскрыть одну его семейную тайну. В новом исследовании, результаты которого были опубликованы в журнале Current Biology, международная группа ученых попыталась найти у композитора врожденные музыкальные способности. Результат оказался отрицательным.

В рамках этого проекта генетики рассчитали так называемый «полигенный балл» — индикатор, показывающий генетическую предрасположенность к той или иной способности, качеству, особенностям поведения — для чувства ритма, которое близко связано с музыкальностью.

Предварительно ученые рассчитали полигенные баллы по этому показателю для почти 15 тысяч современных американцев и шведов, сведения о ДНК которых были доступны исследователям. Сравнение полигенного балла жившего более 200 лет тому назад Людвига ван Бетховена с усредненным значением этого показателя наших современников, позволяет утверждать, что генетическая предрасположенность гениального композитора к занятиям музыкой была очень низка. Во всяком случае, его чувство ритма, судя по всему, было весьма заурядным.

Впрочем, композиторский талант и склонности к музыке не обязательно должны явно коррелировать с генетически обусловленным чувством ритма. Так полагает один из ведущих авторов исследования, Саймон Фишер из Института психолингвистики Общества Макса Планка (Нидерланды):

«Мы считаем, что столь большое расхождение между результатами ДНК-тестирования и музыкальным гением Бетховена преподает нам всем очень ценный урок: если кто-то заявляет, что может по генетическому тесту совершенно точно определить музыкальную или любую другую одаренность вашего ребенка, отнеситесь к этому скептически».

О том, как Людвиг ван Бетховен изменил музыку навсегда, мы рассказывали здесь.