«Чтобы мир примирился со мной»: ДНК-анализ волос Бетховена раскрыл его медицинские и семейные секреты

Ученые выполнили волю композитора два века спустя

23 марта 2023

Международная команда ученых под руководством биоантрополога из Кембриджского университета Тристана Бегга успешно секвенировала геном Людвига ван Бетховена в попытке узнать, какими заболеваниями страдал великий композитор и что стало причиной его смерти. В итоге им удалось установить генетическую предрасположенность к болезням печени и раскрыть одну семейную тайну Бетховенов. Статья, посвященная исследованию, была опубликована в журнале Current Biology.

Panther Media GmbH / Alamy via Legion Media

Один из величайших композиторов в истории страдал от проблем со здоровьем значительную часть своей жизни. Уже в 20 лет Бетховен начал терять слух, а к 45 годам полностью оглох. С молодого возраста его мучили и сильные боли в животе, сопровождавшиеся приступами диареи. 26 марта 1827 года 56-летний Бетховен скончался в Вене после продолжительной болезни.

Причиной его смерти после проведенного вскрытия врачи назвали цирроз печени, к которому, как считалось, привело злоупотребление алкоголем (позднее возникла версия об отравлении свинцом). Однако новое исследование показывает, что все было не так просто.

Первоначально ученые раздобыли у коллекционеров для анализа образцы восьми отдельных прядей волос, якобы принадлежавших Бетховену и срезанных в последние несколько лет его жизни. Однако лишь пять из них относились к одному человеку, а самая известная прядь, на ДНК которой было построено предыдущее исследование, была срезана с женщины с родословной евреев-ашкенази.

Из этих пяти прядей удалось реконструировать геном. Его дальнейший анализ не выявил никаких генетических маркеров глухоты и проблем с кишечником у Бетховена. А вот к заболеваниям печени композитор явно имел предрасположенность.

Тристан Бегг

Риск проблем с печенью у Бетховена связан в основном с мутациями в генах PNPLA3 и HFE, которые увеличивают вероятность развития ряда печеночных нарушений примерно втрое. Сами по себе эти мутации не так страшны, но при употреблении алкоголя последствия могут быть разрушительными»

Также ученые обнаружили следы вируса гепатита В в образце ДНК, полученном из пряди, срезанной с головы композитора после его смерти. Судя по всему, Бетховен перенес повреждающую печень болезнь не позднее чем за несколько месяцев до своей кончины.

Могила Бетховена в Вене
Manfred Segerer via Legion Media

Еще одним открытием стало то, что Y-хромосома в пяти образцах волос не совпадает с Y-хромосомой пяти ныне живущих в Бельгии представителей рода ван Бетховенов, имеющих с композитором общего предка, жившего в XVI веке (сам Людвиг ван Бетховен наследников не оставил). По словам ученых, это можно объяснить только тем, что по меньшей мере один из прямых предков композитора по отцовской линии, появившихся на свет после 1572 года, был незаконнорожденным ребенком. Возможно, в результате внебрачной связи родился Иоганн — отец Людвига ван Бетховена.

Авторы отмечают, что исследование в том числе попыталось выполнить собственную волю Бетховена. В 1802 году композитор просил личного врача в документе под названием «Завещание Хайлигенштадта» после его смерти публично описать его потерю слуха и проблемы со здоровьем, чтобы «насколько это возможно, мир примирился со мной».