Медведь или пещерный лев? Статуэтка возрастом 35 тысяч лет озадачила антропологов

Ученые нашли новые «детали», но ясности не прибавилось

9 августа 2023
Ria Litzenberg/University of Tubingen via Live Science

Немецкие археологи нашли в пещере на юге Германии недостающий фрагмент ранее обнаруженной 35-тысячелетней статуэтки, вырезанной из слоновой кости, но это не прибавило ясности — так и остается непонятным, кого хотел изобразить древний скульптор, пещерного льва или пещерного медведя.

Голова загадочного животного была найдена в пещере Hohle Fels еще в 1999 году. Тогда ученые решили, что это лошадь. Однако об этой интерпретации пришлось забыть, когда археологи увидели мощное тело животного.

Профессор Николас Конард из Тюбингенского университета, по его словам, все же склоняется к мысли, что это пещерный медведь — на спине, между лопатками животного вырезан характерный для медведей горб, а его поза, осанка, постановка головы говорят о том, что древний скульптор хотел изобразить медведя в движении, когда он бежит вперевалочку. В то же время, у статуэтки есть анатомические черты, характерные для пещерного льва, который в те времена обитал в Евразии.

Николас Конард

«Всегда невероятно трудно понять, что означают артефакты Ледникового периода, особенно когда они сохранились в виде разрозненных фрагментов».

Всего археологи нашли пять фрагментов статуэтки, один из которых, вероятно, относится к левой передней лапе животного, а другой представляет собой кусочек его щеки. Тщательно и искусно вырезанное из слоновой кости тело — самый крупный фрагмент, его длина составляет 4 сантиметра. Ученые планируют продолжить поиски, чтобы в итоге собрать статуэтку целиком и, может быть, разобраться, кого именно она изображает.

Пещера Hohle Fels (переводится с немецкого как скала с дуплом) расположена в Швабской Юре — горном массиве на юге Германии, в земле Баден-Вюртемберг. В пещере было сделано очень много важных археологических находок, относящихся к эпохе верхнего палеолита (около 50-12 тысяч лет тому назад). В частности, там были найдены фигурки «палеолитических венер» и костяные флейты — самые ранние музыкальные инструменты на Земле. В 2017 году пещера Hohle Fels получила статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО.