Магеллановы облака предложили переименовать: чем мореплаватель не угодил современным астрономам?

Ученые напомнили, что у галактик есть и другие названия в языках разных народов мира

13 ноября 2023

The Print Collector via Legion Media

Группа астрономов призвала Международный астрономический союз переименовать две крупнейших и ярчайших галактики-спутника Млечного пути — Большое и Малое Магелланово облако, — а также другие небесные и земные объекты, названные в честь знаменитого португальского мореплавателя XVI века Фернана Магеллана.

В открытом письме, опубликованном в журнале APS Physics, американский астроном Миа де лос Рейес, выступающая от имени своих коллег, пишет о том, что Магеллан был жестоким колонизатором. Во время кругосветной экспедиции Магеллан и его подчиненные сжигали дома коренных жителей, а их самих убивали или угоняли в рабство. Поэтому имя Магеллана не должно ассоциироваться с галактиками или другими объектами в космосе, к открытию которых он, к слову, не имел никакого отношения, считают астрономы.

К тому же, отмечается в письме, у коренных народов Южного полушария есть свои названия для Магеллановых облаков и связанные с ними легенды, которые старше Магеллана на тысячелетия. Например, народ мапуче, обитающий на территории современных Чили и Аргентины, называет эти звездные скопления на ночном небосводе Rvganko, что переводится как «пересыхающие пруды».

Племя камиларои, живущее в Австралии, считает, что в эти галактики люди отправляются после смерти. А арими, живущие на территории современной Танзании, видят в небесных облаках мужчину и женщину, которые помогают созвездию Плеяд приносить ливни во время дождливого сезона.

По мнению де лос Рейес и ее коллег, имя Магеллана нужно «изгнать» и из названий других объектов: кратеров на Луне и Марсе, космического корабля NASA, а также двух гигантских телескопов, расположенных в Чили.

Зачем в России XX века несколько раз переименовывали некоторые города, мы рассказывали здесь.