«Людям интересно, когда рванет»: ученый рассказал, чем на самом деле занимаются вулканологи и почему это важно

Известный исследователь и популяризатор науки Сергей Самойленко рассказал, какие вопросы занимают вулканологов в XXI веке

14 мая 2022

— Когда люди приходят к вулканологу, их обычно интересуют два вопроса: «Когда рванет?» и «А этот вулкан действующий или не действующий?». Так вот, эти вопросы умы вулканологов занимают мало, — говорит Сергей Самойленко.

По словам ученого, эти вопросы очень субъективны.

— Чтобы было понятно, почему вулканологи отвечают на них витиевато, попробуйте спросить себя: «Когда я сломаю ногу?» Конечно, когда вы едете на сноуборде или велосипеде, вероятность этого выше. Но в обычной жизни ответить на этот вопрос сложно. Так и с вулканом, — объясняет исследователь.

Сергей Самойленко

«Когда он просто стоит и не извергается, мы смотрим на него как на здоровую ногу. Когда она „сломается“, мы не знаем. А вот когда извержение уже началось — а происходит это сначала на очень большой глубине, в 8, 15, а иногда и 30 километров, — вот тогда мы начинаем его предсказывать. И прекрасно с этим справляемся: начиная с 1991 года не пропустили ни одну катастрофу».

Вулканолог исследует планету и постоянно задает массу вопросов. Почему этот вулкан находится именно здесь? Почему и как он извергается? Откуда взялись вулканы на Кавказе, где нет субдукции, а есть только коллизия двух плит? И так далее.

— Если мы говорим, что вулканологи изучают вулканы, мы ошибаемся в той же степени, как если говорим, что стоматолог — это специалист по зубу. Он специалист по людям с зубами. Поскольку, чтобы понять зуб, надо понять привычки человека, его обмен веществ, чистит он зубы или нет, что он ест. Так что вулканологи — это люди, которые исследуют наш с вами общий объект — планету Земля, — подытожил ученый.

Полную версию интервью с Сергеем Самойленко читайте на портале «Вокруг света».