Люди успели нарушить 6 «планетарных границ» из 9 — ждать ли скорой катастрофы?

Земля перестала быть безопасным местом, говорят ученые

14 сентября 2023
Люди успели нарушить 6 «планетарных границ» из 9 — ждать ли скорой катастрофы?
Getty Images

Предложенная в 2009 году концепция девяти планетарных границ описывает, как деятельность человека, особенно в промышленно развитых странах мира, влияет на глобальную экосистему Земли. Согласно этой теории, при пересечении планетарных границ, то есть при слишком сильном воздействии, окружающая среда необратимо теряет свою стабильность, она больше не может саморегулироваться и самовосстанавливаться, становится непригодной для жизни человека.

В список из девяти границ вошли следующие пункты.

1. Изменение климата из-за выбросов диоксида азота и других парниковых газов.

2. Потеря биологического разнообразия планеты — массовое вымирание видов.

3. Высокое содержание азота и фосфора в почве и воде.

4. Изменение экосистемы суши — вырубка лесов, слишком большие площади пахотных земель.

5. Химическое загрязнение природы синтетическими материалами.

6. Окисление воды в Мировом океане.

7. Разрушение озонового слоя в стратосфере.

8. Чрезмерное использование человечеством пресной воды, снижение ее объема в реках, озерах и почве.

9. Высокая аэрозольная нагрузка в атмосфере — загрязнение воздуха микроскопическими частицами выхлопных газов и других веществ, что вредит здоровью людей, но и приводит к климатическим изменениям.

Авторы нового исследования, опубликованного в журнале Science Advances, — 29 ученых из восьми стран мира, — пришли к выводу, что к настоящему времени человечество значительно нарушило уже шесть планетарных границ. Это изменение климата, утрата биоразнообразия, круговорот азота и фосфора, изменение структуры суши, химическое загрязнение и загрязнение воздуха.

Причем особенно сильно антропогенное воздействие ощущает на себе биосфера, то есть совокупность всех живых организмов, обитающих на Земле. Все это позволяет предположить, что Земля сейчас уже перестала быть безопасным местом обитания для человечества, считают исследователи.

Кэтрин Ричардсон

«Из самого факта пересечения шести границ совсем не обязательно следует, что нас ждет катастрофа, но это совершенно ясный предупредительный сигнал».

«Происходящее можно сравнить с кровяным давлением, — объясняет Кэтрин Ричардсон. — Показатели давления выше 120/80 вовсе не гарантируют, что у вас непременно случится инфаркт, но его риск явно повышен. Поэтому наша задача, ради нашего будущего и будущего наших детей, — снизить давление во всех шести планетарных границах».

Ранее ученые предрекли, что через каких-то два года может исчезнуть Гольфстрим.