Люди не живут до 200 лет и рано теряют зубы из-за динозавров. Как древние ящеры смогли на нас повлиять?

Ученый рассказал, зачем наши очень далекие предки пожертвовали некоторыми генами

4 декабря 2023

LJM Photo via Legion Media

Один из ведущих экспертов по старению микробиолог Жоау Педро де Магальяйнс объяснил, почему долгоживущие современные млекопитающие, включая людей, стареют намного быстрее, чем некоторые рептилии, амфибии и птицы. Согласно новой теории, на это повлияли миллионы лет господства на Земле динозавров — тогда наши далекие предки утратили важные для долголетия гены, чтобы выжить. Исследование опубликовано в BioEssays.

Спасение дорогой ценой

Профессор молекулярной биогеронтологии де Магальяйнс предложил гипотезу «бутылочного горлышка долголетия». Она описывает, как в мезозойскую эру около 100 миллионов лет на планете правили динозавры, из-за чего ранние млекопитающие оказались в самом низу пищевой цепочки. На них оказывалось сильнейшее «эволюционное давление» огромным количеством более сильных хищников и опасностей. За столь длительный период в этих условиях у первых эутериев были все шансы вымереть. Чтобы выжить, необходимо было очень быстро размножаться.

Это был критический этап в истории млекопитающих, говорит автор. Возможно, в ходе эволюции им пришлось отказаться от генов, связанных с большей продолжительностью жизни — они были потеряны или инактивированы. Например, в то время исчезли ферменты фотолиазы, которые восстанавливают повреждения от ультрафиолета. Поэтому сегодня мы компенсируем их отсутствие солнцезащитными кремами.

Известно, что сумчатые и яйцекладущие, которые разделились с эутериевыми млекопитающими около 175 миллионов лет назад, тоже успели потерять один из трех этих ферментов. Как предполагает де Магальяйнс, это могло быть вызвано вынужденным переходом животных на ночной образ жизни, чтобы оставаться в безопасности.

Проигрываем крокодилам

Кроме этого механизма «ремонта», у нас есть и другие потери. Помимо медленного старения, рептилии, включая аллигаторов, могут отращивать зубы на протяжении всей жизни. Некоторые виды отращивают даже утраченные конечности. Также им доступны регенерация яйцеклеток и устойчивость к раку. Тем временем, для млекопитающих характерны репродуктивное старение и меньшая продолжительность жизни после размножения. То есть обычные для нас возрастные изменения.

«Люди, очевидно, всего этого не могут — возможно, в результате генетического отбора, насчитывающего сотни тысячелетий. Эта генетическая информация была бы ненужной для ранних млекопитающих, которым повезло не стать пищей тираннозавров», — объясняет де Магальяйнс.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.birmingham.ac.uk/staff/profiles/inflammation-ageing/magalhaes-pedro.aspx">Жоау Педро де Магальяйнс</a></p>

«Хотя сейчас есть множество млекопитающих, включая людей, китов и слонов, которые вырастают большими и живут долго, мы и эти млекопитающие живем с генетическими сбоями мезозойской эры и стареем на удивление быстрее, чем многие рептилии».

Гипотеза, по мнению экспертов, может лечь в основу многих будущих исследований. В том числе, если мы будем понимать больше факторов старения, это даст больше методов борьбы с возрастными заболеваниями — как деменция или инсульты. Генетика, которая стоит за утратой долголетия, может также привести к ответам на вопросы о раке. И о том, связан ли он с более быстрым старением организма у млекопитающих.

Почему могут спешить наши «часы старения», Vokrugsveta.ru рассказывал тут.