Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения

Установившая два десятка мировых рекордов Джеральдина Мок не любила прозвище, которое ей дали газетчики, но оно используется и по сей день

27 июня 2023

Середина 1960-х была временем, когда многие американские женщины после замужества занимались в основном домашним хозяйством. Исключения, конечно, случались и их становилось все больше, но история Джеральдины Мок — первой женщины-пилота, совершившей одиночную воздушную кругосветку в 1964 году, — заслуживает отдельного внимания.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Самолет Cessna 180 по прозвищу Spirit of Columbus, на котором 38-летняя мать троих детей Джеральдина «Джерри» Мок облетела земной шар
Источник:
National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Мечта о небе

Джеральдина Мок (урожденная Фредритц) появилась на свет 22 ноября 1925 года и росла во времена Великой депрессии, когда большинство девушек рассчитывали на брак и крепкую семью. В семилетнем возрасте отец взял ее с собой в полет на самолете Ford Trimotor. Глядя на поля и реки внизу, Мок сразу поняла, что станет пилотом, вспоминала ее сестра Сьюзан. Джеральдина также мечтала увидеть Египетские пирамиды и прокатиться на слоне и верблюде.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Джеральдина Мок и «Чарли»
Источник:
Sheldon Ross / National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Она поступила в Университет штата Огайо, где оказалась единственной женщиной на курсе авиационной инженерии. Поначалу другие мужчины смотрели на нее свысока — до тех пор, пока она не получила отличную оценку на сложном экзамене по химии. Однако в 1945 году 19-летняя Джеральдина бросила колледж, чтобы выйти замуж за Расселла Мока. Вскоре у пары было уже трое детей — Роджер, Гэри и Валери. Но жизнь домохозяйки быстро наскучила миссис Мок, которая признавалась, что ее тяготили постоянная глажка и мытье посуды.

Впрочем, когда дети немного подросли Джеральдина нашло себе занятие — в 1960-х она продюсировала телешоу для подростков и была сценаристом и режиссером еженедельного музыкального шоу на радио. Тогда же она вместе с мужем пошла на курсы пилотов и получила лицензию. Супруги приобрели самолет Cessna 180 и назвали его «Дух Колумбуса» (Spirit of Columbus) в честь столицы Огайо. Сама Мок окрестила самолет «Чарли». Это было производное от его регистрационного номера N1538C — в эфире последние символы звучали как «три-восемь-чарли», поскольку это имя было принято использовать для обозначения буквы С. О «Чарли» его хозяйка говорила как о близком друге.

«Почему бы тебе просто не облететь вокруг света?»

Как-то за ужином Джеральдина сказала мужу, что ей не хватает в жизни чего-то захватывающего. «Почему бы тебе просто не сесть в самолет и не пролететь вокруг света?» — спросил Расселл. «Хорошо, я так и сделаю», — ответила она.

Поначалу это выглядело как шутка, но два года спустя Мок получала разрешения и визы, прокладывала маршрут полета и работала над списком необходимых предполетных задач. Она получила заем в размере 10 000 долларов от газеты The Columbus Dispatch (около 100 000 долларов в современных ценах). Взамен издание потребовало от нее писать репортажи о своем полете и получило эксклюзивные права на интервью с летчицей.

О сложности предстоявшего Мок путешествия говорит тот факт, что ее налет в одиночном режиме составлял всего 250 часов. Она никогда не летала дальше Багамских островов, не говоря уже о 14-часовых перелетах, которые ей предстояло совершить. Самолет также не был рассчитан на такое предприятие — «Чарли» пришлось дооборудовать топливными баками и мощными радиостанциями, после чего в кабине пилота почти не осталось свободного места.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Самолет Мок в наши дни стал музейным экспонатом
Источник:
National Air and Space Museum Archives, Smithsonian Institution

Менее чем за три месяца до старта своего полета Мок узнала, что другая женщина, Джоан Мерриам Смит, тоже планирует совершить одиночную воздушную кругосветку. Она была более опытным пилотом, так что затея Джеральдины внезапно для нее самой превратилась в соревнование. В итоге ей пришлось ввязаться в гонку и отправиться в путь на две недели раньше срока — Смит улетела за два дня до этого. Чтобы наверстать отставание, Джеральдина под давлением мужа и спонсоров отказалась от плана проводить в каждом посещенном городе сутки для осмотра достопримечательностей — остановки были сокращены до нескольких часов, необходимых для обслуживания самолета и отдыха летчицы.

Гонки в итоге не вышло: Джоан Смит вскоре отстала от Мок, застряв в Южной Америке, но Джеральдина узнала об этом не сразу. Когда 19 марта 1964 года ее маленький самолет взмыл в воздух, она разобрала ремарку диспетчера: «Думаю, мы слышим о ней в последний раз». Этот прогноз не сбылся и только укрепил решимость Джеральдины.

Путешествие «Летающей домохозяйки»

Уже на первом этапе полета Мок обнаружила, что ее радиостанция дальнего радиуса действия не работает. Позже выяснилось, что один из проводов был отсоединен, Джеральдина не исключала саботаж. Впоследствии она рассказала, что пела оперные арии, лишившись возможности слушать музыку по радио.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Хотя Джоан Мерриан Смит (на фото) отстала от Джеральдины Мок, она успешно завершила свой полет по более длинному маршруту, приближенному к экватору, сделав то, что в 1937 году не удалось знаменитой летчице Амелии Эрхарт
Источник:
Los Angeles Times, CC BY 4.0 , via Wikimedia Commons

Миссис Мок предпочитала пилотировать самолет босиком, но, выходя из него после посадок, надевала туфли на каблуке и в целом была готова соответствовать прозвищу «Летающая домохозяйка», которое ей дали журналисты. В Саудовской Аравии, где женщинам не разрешалось водить машину до 2017 года, мужчины в аэропорту поразились, увидев Джеральдину за штурвалом самолета. Несмотря на нехватку времени, она все же смогла исполнить две детские мечты: прокатилась на верблюде и увидела Пирамиды. Путешествие также пробудило в ней страсть к кулинарии и многим традиционным блюдам разных стран.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Маршрут Джеральдины Мок на карте. За 29 дней 11 часов и 59 минут она преодолела около 37 000 километров
Источник:
National Air and Space Museum, Smithsonian Institution

Полет Джеральдины не единожды мог закончиться трагически, но она неизменно сохраняла хладнокровие. Так, над Атлантикой крылья «Чарли» начали покрываться льдом, но летчица смогла поднять плохо слушающуюся машину над облаками, чтобы растопить наледь под лучами солнца. Над Саудовской Аравией в двигатель попал песок, но и тут самолет не подвел Джеральдину. В Египте она по ошибке села на секретный военный аэродром, которого не было на картах, чем вызвала переполох среди солдат, однако смогла объяснить ситуацию и перелететь в Каир. В своих мемуарах Мок назвала этот первоапрельский инцидент «посадкой в День дурака».

Последнюю остановку перед 14-часовым перелетом в Огайо Джеральдина сделала на Гавайях. В ее честь были запланированы вечеринки, но после приземления муж сообщил, что отменил их, чтобы Джеральдина могла выспаться накануне долгого полета над Тихим океаном. Это решение Расселла Мока рассердило ее, но делать было уже нечего. (Пара развелась в 1979 году, хотя, по словам родственников, Джеральдина и Рассел сохранили хорошие отношения.)

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Джеральдина Мок и Линдон Джонсон, 4 мая 1964 года. На заднем плане видна Валери — дочка Джеральдины

17 апреля 1964 года Мок завершила свое путешествие. На три недели раньше Смит она триумфально вернулась в аэропорт Колумбуса. Ее встречали с большими почестями: губернатор штата назвал летчицу «Золотым орлом Огайо», а муж, вручая букет орхидей, признал, что уместней было бы налить жене двойную порцию виски.

На какое-то время Джеральдина Мок стала национальной героиней. Она выступала по радио и на телевидении, а также встретилась с президентом Соединенных Штатов Линдоном Джонсоном, который наградил ее Золотой медалью Федерального управления гражданской авиации США.

Трудяга «Чарли» отправился в музей, а взамен компания Cessna предоставила летчице новый самолет Cessna P-206. Издание The Columbus Dispatch подарило Джеральдине золотое ожерелье с рубинами и бриллиантом.

«Совершив такое далекое и такое быстрое путешествие, я накопила целый ворох впечатлений, которые надеюсь разобрать, как только у меня будет время. <…> Я считаю, что именно так и следует жить», — писала Мок в статье для Washington Record-Herald.

Пример для подражания

Упомянутое ожерелье в итоге украли, а высокие налоги не позволяли Джеральдине Мок содержать новый самолет. Прежде чем уйти из авиации, она совершила еще один полет, чтобы лично доставить слишком дорогой для нее самолет Cessna P-206 миссионерской организации Flying Padres, которая действовала в Папуа — Новой Гвинее. Его новые владельцы впоследствии использовали самолет для доставки пациентов и медикаментов. Джеральдина же отправилась в путешествие по всему свету в качестве авиапассажирки, чтобы повидаться с теми, кого она встретила во время своего перелета. В США миссис Мок привезла множество подарков и сувениров.

Вернувшись домой, она стала управляющей аэропортом округа Хайленд. Джеральдина попыталась монетизировать свои рекорды (всего она установила 21 мировой рекорд), но не преуспела в этом, тогда как ее финансовое положение становилось шатким. Мечту открыть ресторан, в котором подавались бы блюда разных стран, приготовленные по собранным Джеральдиной Мок рецептам, осуществить не удалось.

В 2007 году 82-летнюю бывшую летчицу пригласили в Национальный музей воздухоплавания и астронавтики США, где был выставлен ее «Чарли». Туда ее доставил на своем самолете один из сотрудников музея — пожилая Джеральдина получила массу удовольствия от полета, общения с посетителями и последней встречи со своим самолетом.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
Джеральдина Мок в 2007 году
Источник:
Dane Penland / Smithsonian Institution

На протяжении десятилетий Билл Келли, который был свидетелем исторического возвращения Джеральдины Мок в Колумбус в 1964 году, пытался привлечь больше внимания к ее полету. В 2011 году он совместно с сестрой Мок начал сбор средств на сооружение памятника отважной летчице. Его открыли в 50-ю годовщину полета Джеральдины, которая наблюдала за церемонией онлайн. Она говорила, что не понимает всей этой суеты, но украдкой вытирала слезы.

«Летающая домохозяйка»: как первая женщина-пилот, совершившая кругосветку, продолжает вдохновлять людей на свершения
В 2017 году 30-летняя Шаеста Вайз стала самой молодой на тот момент женщиной, совершившей одиночный кругосветный перелет на легкомоторном самолете (это достижение было побито в 2022-м). Она отмечала, что ее вдохновил пример Джеральдины Мок
Источник:
Amadeusz / YouTube

Мок никогда не любила прозвище «Летающая домохозяйка». Очевидно, что она была не обычной домохозяйкой, а отчаянной рекордсменкой и, что важней, человеком с мечтами и смелостью для их достижения.

«Просто ни у кого больше не хватило ума — или, лучше сказать, глупости — сделать это. Были женщины, которые говорили мне, что они летают из-за меня. Я рада, что совершила это, потому что прекрасно провела время», — заявила 88-летняя Мок в интервью журналу Air & Space незадолго до своей смерти в возрасте 88 лет в 2014 году. Ее прах был развеян с самолета Cessna 180.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения