Леопард в мире ящериц: в Индии открыли геккона, который использует язык как орган осязания

Пресмыкающиеся оказались самостоятельным видом, а не частью другой популяции

13 июня 2022
Восточно-индийский леопардовый геккон
ephotocorp / Alamy

Исследователи из Национального центра биологических наук в Бангалоре (Индия) обнаружили новый вид леопардового геккона в штате Андхра-Прадеш на юго-востоке страны. Яркая и безвредная, по словам ученых, ящерица относится к роду эублефаров — это самые распространенные террариумные животные. Их незаконно отлавливают для продажи, поэтому эублефары находятся на грани исчезновения.

Новый красочный вид очень похож на сородича, восточно-индийского леопардового геккона. С ним изначально его и перепутали ученые, когда во время полевых исследований нашли первую ящерицу, погибшую в резервуаре с водой.

Однако позже, когда специалисты анализировали эволюцию леопардовых гекконов, они увидели, что это может быть абсолютно самостоятельный вид, а не просто южная часть популяции. Это подтвердили и молекулярные данные, и подробное измерение морфологических внешних признаков. Команда сравнила найденную самку геккона с образцами других видов в музеях естествознания.

«Эти ящерицы сохранили морфологию, и большинство видов очень похожи внешне. С помощью нескольких признаков, основанных на количестве исследованных экземпляров, мы описали этот вид и назвали его раскрашенным леопардовым гекконом — на латыни Eublepharis pictus — за его яркую окраску».

Новый родственник с приставкой «раскрашенный» стал седьмым видом в роду эублефаров, пять из которых живут в степях и горах Индии. Пиктус обитает в сухих вечнозеленых реликтовых лесах, перемежающихся лугами и кустарником. Река Брахмани, которая протекает через Восточные Гаты, отделяет его ареал от мест обитания ближайшего сородича.

Самая большая обнаруженная особь была длиной 11,7 сантиметра, пишет The Indian Express. Геккон ведет исключительно ночной образ жизни: после заката выходит из укрытия, чтобы добывать пищу. Ученые заметили, что, передвигаясь по лесным тропам, он облизывает поверхности вокруг. Предположительно, геккон использует язык в качестве органа осязания, чтобы ориентироваться в пространстве.

В своей статье об открытии нового вида авторы не указали точных мест распространения. По словам герпетологов, вид уже находится под угрозой исчезновения, так как гекконов незаконно собирают для продажи в качестве домашних животных и вывозят контрабандой. Кроме этого, ящерицы гибнут от рук людей — не все знают, что эти гекконы безвредны.

Для защиты раскрашенного леопардового геккона зоологи предлагают внести его в список охраняемых, чтобы у него было больше шансов выжить.