Ленивцы против супербактерий: как тихони из тропических лесов помогут победить болезни человека?

Устойчивость опасных для человека бактерий растет, и медицине нужны новые средства

3 мая 2023
Urs Hauenstein / Alamy

Группа биологов из Университета Коста-Рики и Национального центра биотехнологических инноваций обнаружила в шерсти ленивцев бактерии, которые, по-видимому, вырабатывают антибиотики. У хозяев они контролируют богатый микромир их меха. Ученые надеются, что найденные микрококки смогут помочь людям решить проблему «супербактерий», которые становятся устойчивыми к большинству имеющихся у человечества антибиотиков.

Защищены природой

Ленивцы — национальный символ Коста-Рики. Для них здесь организован заповедник, где о животных при необходимости заботятся. За тридцать лет работы на лечение поступали тысячи зверей — после получения травм, серьезных ожогов от электросетей и других, связанных с деятельностью человека. Но всего у пятерых были инфицированные раны. В подавляющем большинство случаев инфекций у ленивцев не бывает.

«Мы также никогда не получали ленивца, который бы чем-то болел. Это говорит нам о том, что в экосистеме их организма происходит что-то такое, что их защищает», — говорит Джуди Эйви-Арройо, основатель Заповедника ленивцев в Коста-Рике.

Ученым известно, что шерсть ленивцев похожа на густонаселенный район, это целый микробиом, в котором сосуществуют многочисленные сообщества насекомых, водорослей, грибков и бактерий среди прочих микробов. Некоторые из них могут быть возбудителями заболеваний. Тем не менее, хозяева на удивление устойчивы к инфекциям.

Борьба против самых стойких

Биологи взяли образцы шерсти для лабораторного исследования. Всего было обнаружено 20 микроорганизмов, которые могли бы контролировать весь микробиом и не давать размножаться потенциальным патогенам. Однако, по словам руководителя исследования, ученым предстоит еще долгий путь, чтобы понять, могут ли найденные соединения быть полезными для людей.

«Прежде чем думать о применении в здравоохранении человека, важно понять, какой тип молекул задействован. Наш проект в любом случае способствует поиску новых молекул, которые в средне- или долгосрочной перспективе будут использованы в борьбе с устойчивостью к антибиотикам», — уверен Макс Чаваррия, главный исследователь Школы биологии Университета Коста-Рики.

Зачем ищут средство против бактерий?

Впервые бой опасным патогенам дал открытый в 1928 году пенициллин. С тех пор появилось большое количество антибиотиков разных групп. Однако и бактерии научились приспосабливаться. Проблема резистентности микроорганизмов усугубляется чрезмерным применением этих лекарств у людей, животных и даже растений. По оценкам ВОЗ, к 2050 году устойчивость к антибиотикам может стать причиной 10 млн смертей в год.