Куда уходят боги: археологи раскрыли тайну незаконченной росписи в Турции
Фото
cambridge.org

В селе Башбюк на юго-востоке Турции под современным двухэтажным домом был найден целый подземный комплекс. Сначала туда проникли мародеры, проделав метровое отверстие в известняке. Позже вместе с полицией спустились археологи: когда они ликвидировали последствия действий мародеров, то увидели настенное панно возрастом около 3 тысяч лет с изображением процессии древних богов.

Ученые Университета Анкары выяснили: это была верхняя галерея комплекса, на которой гостей должны были встречать восемь богов арамейского пантеона, шествующих на север. Уникальность изображений в том, что богов изобразили в монументальном ассирийском стиле, несвойственном для Юго-Восточной Анатолии.

В начале I тысячелетия до нашей эры анатолийские земли оказались под властью Новоассирийского царства, которое превратилось в крупную империю. Она захватывала все новые территории, свою власть ассирийцы утверждали не только оружием, но и искусством, в частности, настенными и наскальными барельефами.

Куда уходят боги: археологи раскрыли тайну незаконченной росписи в Турции
Фото
cambridge.org

Найденная панель — первый известный пример наскального барельефа новоассирийского периода с надписями на арамейском языке. Она выполнена на специально подготовленной поверхности. Контуры рисунков — это надрезы глубиной около миллиметра, окрашенные черной краской.

Самая мощная фигура во главе шествия — бог бури, грома, ветра и дождя Адад (Хадад). Но он занимает только половину подготовленной панели. Внизу оставалось место, чтобы закончить рисунок, но художника что-то остановило.

Археологи определили рядом с богом бури его супругу — богиню Атаргатис, схожую с Иштар. За ней идет бог Луны — Син, его узнали по головному убору с полумесяцем и полной луной. А корона в виде крылатого солнечного диска подсказала, что за Сином стоит бог солнца Шамаш. Еще четверых божеств местного пантеона ученые пока не опознали.

Исследователи отмечают, что панно с божественной процессией еще не отрыло все свои секреты. Есть версии, почему оно не было закончено: художника могли остановить как местные беспорядки, так и смена власти. По одной из арамейских надписей ученые предположили, что ассирийский чиновник Мукин-абуа в VIII веке до нашей эры управлял этой местностью, проводил здесь местные арамейские ритуалы для укрепления власти. А когда Мукин-абуа потерял свою власть, панель осталась незавершенной.

Исследование опубликовано в журнале Antiquity.