Кто кого одомашнил? История отношений человека и кошки оказалась не такой, как считали раньше

Ученые выяснили, когда пушистые хищники и люди стали соседями

19 ноября 2022
Африканская дикая кошка в пустыне Калахари, ЮАР.
NSP-RF / Alamy

Исследователи из Варшавского университета опровергли теорию о том, что кошек в Европу привел человек. Анализ древних останков и современных животных показал их реальный путь с Ближнего Востока, который они все-таки прошли первыми и сами по себе. Как и положено кошкам.

Ученые сначала установили по ДНК, что предком всех современных домашних котов была ближневосточная дикая Felis silvestris lybica. Затем обнаружили генетические следы этих животных на территории Польши уже около 8000 лет назад, за столетия до того, как там появилось сельское хозяйство. Это идет вразрез с мнением, что животные мигрировали в Европу вместе с первыми фермерами.

Авторы отмечают: в отличие от собак и домашнего скота, кошек люди не приручали. То есть не отлавливали диких особей с целью отобрать лучших для разведения. Это подтверждает и тот факт, что современный полосатый кот песочных оттенков как две капли воды похож на своего ближневосточного или древнего предка. За тысячи лет кошки мало изменились, разве что немного уменьшились, адаптировавшись к человеческому хозяйству.

Однако, по словам команды проекта, встреча человека и кошки все-таки была целенаправленной и состоялась в разных регионах около 8–10 тысяч лет назад. Вопрос только в том, кто кого одомашнил.

— Кошки осторожно вошли в историю человечества с неолитической революцией на Ближнем Востоке, — рассуждает Даниэла Попович, один из авторов исследования. — Как только появились первые фермеры, появились и излишки. Это привлекло домовую мышь, которая, в свою очередь, «привела за собой» кошек.

Даниэла Попович

«Таким образом кошки начали жить в непосредственной близости от людей и терпеть нас, и мы тоже начали терпеть их».

Сделанные на Кипре находки подтвердили, что кошки попали туда по воде примерно в то же время, около 9500 лет назад. На острове находили захоронения кошек вместе с человеком. С тех пор хвостатые друзья путешествовали по древнему миру в компании человека, например, с римскими легионерами и торговцами.

Теперь стало понятно, что естественный ареал так называемой североафриканской или ближневосточной кошки включал также и территорию Европы. Вполне вероятно, что наши домашние любимцы сегодня — это потомки диких котов, которые встретили человека, пришедшего на их территории, приспособились с ним жить и согласились выносить его «ужасное» присутствие.