Кровавый водопад: тайну красного ледника в Антарктиде раскрыли 112 лет спустя

Ученые наконец поняли, откуда на белом материке столь яркое «пятно»

12 июля 2023
Кровавый водопад: тайну красного ледника в Антарктиде раскрыли 112 лет спустя
Alasdair Turner/Getty Images via National Geographic

В 1911 году, австралийский географ и геолог Томас Гриффит Тэйлор во время антарктической экспедиции открыл уникальный водопад, получивший название Кровавый — прозрачная талая вода, вытекая из-под языка ледника Тэйлора и падая вниз на поверхность замерзшего озера при контакте с воздухом приобретает кроваво-красный цвет.

Загадки Кровавого водопада — почему он вообще существует при столь низких температурах и с чем связано резкое изменение цвета воды — не дают покоя ученым с момента его открытия. Ответ на первый вопрос был получен в 2017 году. Команда исследователей с помощью специального геолокационного радара обнаружила, что сеть расселин в материковой скале и туннелей в толще льда сформировала под ледником резервуар незамерзающей соленой воды. Высокая концентрация соли в сочетании с давлением ледника заставляет воду постоянно вытекать наружу, несмотря на мороз.

Однако что вызывает покраснение воды при контакте с воздухом, до сих пор так и оставалось неясным. Дело в том, что в большинстве случаев красный цвет скал или ручьев вызывается высоким содержанием богатых железом минералов, таких, как магнетит или гематит. Железо окисляется на воздухе, придавая камням и воде красный цвет. Однако в образцах льда из ледника Тэйлора таких минералов оказалось очень мало.

Еще одно возможное объяснение — массовое размножение красных водорослей в талых водах, но и эта гипотеза также не была подтверждена.

Команде ученых из нескольких научных центров США, статья которых опубликована в журнале Frontiers in Astronomy and Space Sciences, наконец удалось раскрыть эту тайну благодаря использованию трансмиссионного электронного микроскопа, способного увеличивать объекты в два миллиона раз.

Оказалось, что в воде из Кровавого водопада плавают наносферы, состоящие из железа, кремния, кальция, алюминия и других химических элементов. Эти сферы настолько крошечные, что стандартные аналитические методы их просто не позволяли заметить.

Авторы исследования пришли к выводу, что талая вода краснеет, когда с кислородом связывается железо, содержащееся в наносферах. Из-за высокой солености и присутствия других химических элементов, таких, как хлор, магний и натрий, цвет воды Кровавого водопада становится еще более пугающим, так как в нем появляются желтые и оранжевые ноты.

Как выглядит замерзший Ниагарский водопад, смотрите здесь.