Крошечная планета с горячим нравом: как Церера удивила астрономов

Иногда небесные тела бросает то в жар, то в холод

4 августа 2022
Крошечная планета с горячим нравом: как Церера удивила астрономов
Matteo Omied / Alamy

Карликовая планета Церера — самое крупное небесное тело в поясе астероидов между Юпитером и Марсом — до недавнего времени не отличалась ничем примечательным, пока ею не заинтересовался один американский геофизик.

Скотт Кинг

«В течение долгого времени наше представление о Церере было не вполне ясным».

В 2015 году в телескопы астрономов NASA попала туманная сфера Цереры. Более детальные изображения позволили обнаружить на ее поверхности необычную геологическую активность.

Профессор Кинг задался вопросом: каким образом маленькая Церера может генерировать тепло, необходимое для такой геологической активности? Согласно более ранним наблюдениям, карликовая планета выглядела «вполне мирно». Единственная необычная деталь — на одной стороне Цереры рассмотрели плато со следами замерзшего океана.

С помощью компьютерного моделирования международная группа исследователей под руководством профессора Кинга обнаружила, что геологическую активность Цереры поддерживает распад радиоактивных элементов. Чтобы узнать, как это происходит, ученый использовал вычислительные инструменты, которые ранее применяли к изучению более крупных планет, до статуса и размера которых Церера так и не доросла.

Поверхность новорожденных Земли, Венеры и Марса была очень горячей. Церера, напротив, в своей «молодости» была прохладна, а затем стала нагреваться из-за распада урана и тория.

Формирование поверхности происходило неравномерно из-за того, что планету бросало в холод, потом в жар, а затем опять в холод. Это привело к тому, что плато с характерными разломами образовалось только на одной стороне карликовой планеты.

Ранее ученые рассказали, как проходит «кастинг» на звание девятой планеты Солнечной системы, потерянное Плутоном.

Исследование опубликовано в журнале American Geophysical Union Advances.