Кракен: что известно науке о гигантских кальмарах

Вероятно, именно эти моллюски стали прототипом монстра, наводившего ужас на моряков

21 января 2024

В Средние века в поверьях скандинавских моряков фигурировал кракен — гигантское морское чудовище с щупальцами, способное утащить на дно корабль. В 1857 году датский натуралист Япетус Смит Стенструп описал животное, которое могло послужить прототипом кракена — гигантского кальмара.

Кракен: что известно науке о гигантских кальмарах

Yosuke Tanaka

Гигантский кальмар (лат. Architeuthis dux)
Размер до 16 метров
Обитает во всех океанах на глубине 300–1000 метров

Самый большой измеренный экземпляр имел длину 8,62 метра, но само тело кальмара было чуть длиннее 5 метров, остальное — щупальца. По некоторым оценкам (основанным на измерении клювов кальмаров, извлеченных из желудков кашалотов), архитевтисы (от лат. Architeuthis dux) могут достигать и вдвое больших размеров. Это самый крупный (по крайней мере, в длину) современный моллюск.

Хотя гигантский кальмар известен науке более полутора веков, в руки ученых попадали в основном выброшенные на берег или случайно пойманные рыбаками экземпляры. О биологии этих существ известно все еще мало. Только в 2004 году японским ученым удалось получить фото живых гигантских кальмаров в естественной среде.

Единственный достоверно известный естественный враг гигантского кальмара — кашалот, но на молодых кальмаров могут нападать акулы и другие хищники.

Фото: Yosuke Tanaka