Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Край мира: невидимый остров

Край мира: невидимый остров
Иллюстрация: Софья Левина

Куда только не занесет нас, друзья мои, Муза Дальних Странствий. Казалось бы, всё мы знаем уже про старушку Землю, всё читали, смотрели по телевизору. Ан нет! Так и норовит она повернуться к нам своей неизведанной стороной.

Я хочу поделиться с вами письмом моего друга, Илюхи Муромова, человека беспокойного и азартного, который копил-копил, да и накопил себе на кругосветку. Но не скучную, первым классом или на многоэтажных лайнерах, а почти дикарем, на перекладных. И занесло его в результате в такой уникальный мир, про который мы с вами и слыхом не слыхивали.

Итак, добирается наш путешественник самолетом до Новой Зеландии и решает проделать путь до Австралии на яхте. А почему нет? Яхтой он управлять умеет, сдавал на шкипера, а расстояние там даже меньше, чем от Москвы до Тюмени. И вот выходит он из Веллингтона под парусом, в белоснежном джемпере и со стаканом мартини в руке. Но только Тасманово море — это вам не Лазурный Берег: повсюду рифы, течения, акулы и прочие напасти. Аккурат у Пирамиды Болла — это такой вулканический остров в виде гигантского акульего плавника — налетает яхта на риф и начинает тонуть. В результате на надувной шлюпке плывет он по чужому синему морю и видит островок. Из последних сил подгреб к нему, и волны выкинули шлюпку прямо на берег.

А на берегу тотчас окружили его встревоженные, но улыбчивые аборигены, напоили живительным соком и под барабанную дробь, исполняемую на половинках скорлупок тропического ореха, отвели в главный дом на острове — резиденцию генерал-губернатора. Но тут я умолкаю и даю слово Илье.

«Губернаторская вилла здесь роскошная. Двухэтажный особняк в колониальном стиле с балконом во весь фасад для толкания речей, внутри мебель из ротанга соседствует с красным деревом, тяжелые вентиляторы под потолком размером с вертолетный винт лениво гоняют тропическую жару по залам. Но больше всего меня поразил сам губернатор: высокий, худой, одетый в кипенно-белый льняной костюм, который так шел к его старомодным седым бакенбардам, плавно переходящим в пышные усы. Он вышел мне навстречу, радушно раскрыв объятия, облобызал троекратно и сказал низким, басовитым голосом: «Добро пожаловать, дорогой брат!» По-русски, почти без акцента. Представляешь?! Оказалось, что здешний губернатор сам из русских. Его дед был царским генералом и эмигрировал в 1920-м через Китай в Австралию. Звали деда Иван Карлович фон Деринг, а сам он, значит, Джордж Филипп Иванович фон Деринг. От него-то я и узнал много интересного об этом месте.

Называется островок ТиГоГоТи. В переводе это означает «сок ореха», почему — скоро поймешь. Этот небольшой атолл в Тасмановом море официально принадлежит Австралии. Сам остров был открыт в 1568 году испанским мореплавателем Альваро Менданьей де Нейрой и переименован в Изабелла-Клару в честь дочери короля Филиппа II. При английском протекторате он это имя сохранил, а после обретения независимости колоний острову вернули историческое название.

Экономика островка, а за ней и вся его жизнь вертятся вокруг странного, редкого плода — ореха ТиГо, из которого добывают чудодейственный сок. Собственно, он и называется ГоТи. Это второй известный науке вид кокосового ореха. Известный, правда, чисто гипотетически, так как большая часть человечества знать не знает про это чудо. По форме он длиннее собрата и напоминает вытянутое вниз сердечко. В отличие от кокоса обыкновенного ТиГо не плавает по волнам, поэтому не распространился за пределы атолла. Как орех попал на остров — это остается полнейшей загадкой.

Орех служит главным источником питания, строительным материалом, а также материалом для пошива традиционной ТиГоГотской одежды. Но главное — он бесценный ингредиент для народной медицины этого племени.

На острове считают, что сок зрелого ореха может вылечить даже рак. Когда я спросил Джорджа Филиппа, верит ли он в этот миф, тот лишь загадочно улыбнулся и кивнул на кувшин с ядовито-желтым лимонадом. «Верю не верю, — сказал он, — а в день стараюсь выпивать не меньше литра сока молодого ТиГо».

Я стал пытать старика фон Деринга, почему о столь ценном продукте не знают нигде за пределами атолла. Оказалось, что помимо всего вышеперечисленного он является еще и глубоко сакральным предметом, объектом поклонения аборигенов. Вывозить орехи за пределы острова считается преступлением. В прошлом браконьеров неизменно ждала скорая и страшная смерть: их скармливали акулам. Сегодня, конечно, нравы у островитян куда более вегетарианские, но экспорт орехов ТиГо по-прежнему под запретом.

Официально статьи экспорта ТиГоГоТи составляют химические товары, в основном краски, и разная фармакология. При их изготовлении, кстати, вовсю используют сок ореха ТиГо, но упоминать его в составе так же строжайше запрещено. Ну не дикость ли? Надо сказать, что сок молодого ореха под нежно-изумрудной скорлупой имеет ярко-желтый цвет, а на вкус напоминает ревень, смешанный с ананасом. Сок зрелого ореха, у которого скорлупа становится темно-зеленой и достаточно твердой, напротив, насыщенно-пурпурного цвета, и его вкус напоминает смесь свекольного и гранатового соков. Сок старого ореха, покрытого твердой, как панцирь, морщинистой коричневой скорлупой, являет глубокий синий цвет. Про вкус последнего я ничего не скажу, знаю лишь, что он горький и терпкий, к тому же в пищу этот сок не используют, и он почти полностью идет на нужды местной фармакологии.

Аборигены, а за ними и те редкие бледнолицые, которым посчастливилось оказаться и остаться в этом райском краю — помимо губернатора, их счет идет на десяток, — свято верят, что сок ореха ТиГо продлевает жизнь и лечит болезни. Более того, одним из побочных эффектов фон Деринг называл перманентно хорошее настроение, которым якобы отличаются все жители острова, что, по его мнению, объясняет и простое устройство их языка: где нет тяжелых мыслей, не нужен и сложный язык.

Язык аборигенов и впрямь незамысловат. Помимо английского, которым ТиГоГотцы пользуются редко, официальным языком страны является язык ТиГоКа, относящийся к группе полинезийских языков. В нем используется латинский алфавит, состоящий из 10 букв: 5 гласных (a, e, i, o, u) и всего 5 согласных (g, h, k, d, t). Ну не прелесть ли! Мне достаточно было провести на острове всего неделю, чтобы я стал хорошо понимать ТиГоКа и даже довольно бегло болтать на нем. Правда, в этом целиком заслуга такого терпеливого и остроумного наставника, как старина фон Деринг.

По доброте душевной он приютил меня в своей резиденции, поскольку гостиниц на острове и в помине нет. В первый же день губернатор представил меня своей прекрасной жене, молодой аборигенке (правда, возраст их оценить довольно сложно, а спрашивать неловко) по имени ТиГоКха, что на местном наречии означает «рожденная орехом» и является достаточно распространенным именем. Фамилии островитянам давали британские священники из Лондонского миссионерского общества, и поэтому они в основном английские — например, жену Джорджа Филиппа по паспорту зовут ТиГоКха Джонсон, — но сами аборигены их не используют.

На мой вопрос, как они отличают людей с одинаковыми именами, ТиГоКха прыснула в кулачок и сказала: «Какой ты смешной, ГуКиДо, ушито у всех разные!» И опять залилась счастливым смехом.

Вообще местные жители улыбаются и смеются раза в три чаще, чем известные мне европейцы, то есть раз в семь чаще, чем мы, русские. Возможно, в предположении фон Деринга об увеселительных свойствах ореха ТиГо что-то есть.

Кстати, ГуКиДо — это имя, которым островитяне называют всех чужеземцев, что буквально означает «ходящие по воде». Сами ТиГоГотцы вслед за своим любимым орехом не особо жалуют воду и выходят на лодочках ловить рыбу, которая тут водится в изобилии, только неподалеку от острова. Покинуть сушу для коренного ТиГоГотца требует немалого мужества. По их вере, покидая землю острова, ты уходишь из-под защиты священного ореха и остаешься один на один с ужасами мира.

Тут можно вскользь упомянуть и религию островитян. Основной официальной религией на ТиГоГоТи является христианство, завезенное миссионерами в середине XIX века. Но на деле религия острова представляет собой странную смесь изначального культа Великого Ореха ТиГоДхе и протестантизма. Воплощением Бога на земле считается… Угадай с трех раз. Да, все тот же орех, в некоем варианте христианского пресуществления. В таком виде ему поклоняются и сегодня. И если наши священники обещают верующему вечную жизнь за гробом, то орех, по мнению жрецов ТиГоДхе, дарит ее островным праведникам здесь и сейчас. Я осторожно спросил у фон Деринга и его жены, многие ли верят в эту сказку. Старик лишь пожал плечами и обратился к стакану с ромом, а его жена ожидаемо разразилась веселым смехом минут на двадцать.

Любопытна и политическая жизнь острова. В первый же день Джордж Филипп рассказал мне, что австралийские право и закон имеют на ТиГоГоТи чисто номинальную власть. Остров полностью автономен. А поскольку он, фон Деринг, так влюблен в этот маленький, трудолюбивый, неунывающий и мирный народ, то решил ни во что не вмешиваться, и все депеши, которые он отправляет на материк, все донесения об устройстве жизни, школ, полицейского управления, сбора налогов и т. д. являются чистой воды вымыслом. А инспекции у них отродясь не было, ибо кому она нужна, когда и без нее все прекрасно функционирует.

Должность генерал-губернатора, в сущности, декоративная: островом управляет совет старейшин ДоТиГо, они же по совместительству жрецы культа ТиГоДхе во главе с так называемой хранительницей острова ДоТиГоХа. На эту должность каждые три месяца назначают следующую по списку жительницу острова. Но не жителя. На ТиГоГоТи, мой друг, царит жесточайший матриархат! Каждая островная дама должна побывать в этой должности, которая хоть и почетна, но абсолютно бесплатна и вдобавок изрядно хлопотна: промысел ореха ТиГо идет ударными темпами круглый год и требует нелегкой логистики. Потому традицией и предусмотрено столь короткое tempus regni.

Многое еще, друг мой Сашка, в жизни этого удивительного островка остается для меня загадкой. Поэтому я, поддавшись уговорам гостеприимного фон Деринга, решил задержаться здесь еще ненадолго. Жди дальнейших отчетов и не вешай нос. Скоро я вернусь, и уж тогда мы посидим за хорошим ромом, и я расскажу тебе всю правду про эту скрытую от мира страну чудес. Будь здрав, дружище, кланяйся жене».

К сожалению, это письмо, доставленное обычной почтой, было последним, что я получил от Илюхи. С тех пор вот уже два года от него не пришло ни весточки. Все попытки дозвониться были безуспешны: на острове ТиГоГоТи нет мобильной связи, да и о Всемирной паутине там не слыхивали. Зачем интернет людям, у которых есть прекрасный орех?

Поэтому я, наконец решившись и подзаняв деньжат, купил сегодня билет до Сиднея. Оттуда, говорят, можно зафрахтовать вертолет до ТиГоГоТи.

Из-за буйно разросшихся плантаций ореха, они, правда, не садятся, а лишь барражируют над островом, но можно спуститься вниз в специальной люльке вместе с предметами первой необходимости и свежей прессой, которая, как я думаю, аборигенам глубоко до лампочки.

Жена отговаривает — блажь, мол, это все, найдется твой друг. Но ведь не в Илюхе же дело. Если честно, пугает сама мысль: вот так прожить свою унылую жизнь, ни разу не отведав волшебного сока ореха ТиГо.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 7, сентябрь 2021

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения