Когда люди научились добывать огонь?

Возможно, почти два миллиона лет назад

Примерно 1,9 млн лет назад сложился вид Нomo erectus. Его зубы и кишечник были меньше, чем у предков, а мозг и туловище — больше. Это может означать, что эректусы уже готовили пищу на огне: жареное мясо питательнее сырого и переваривать его проще. Есть несколько археологических свидетельств использования огня 1,7–1,5 млн лет назад.

Но скептики не исключают, что это следы природных пожаров. Совсем недавно были обнаружены остатки жареной рыбы возрастом 780 тысяч лет. Причем химики заключили, что она именно жарилась, а не просто попала в огонь. Известно также кострище возрастом 700 тысячелетий. Судя по слою пепла, огонь долго горел на одном и том же небольшом участке.

Классики археологической науки считали, что люди научились использовать огонь много раньше, чем добывать его. Поэтому поддержание огня было важнейшим делом, а погасший очаг — трагедией. Ученые ориентировались на очень толстые слои пепла, найденные в некоторых пещерах. Огонь, казалось, горел там, не угасая, много поколений.

Потом выяснилось, что те давние находки — вообще не пепел, а перегной, образовавшийся из-за капавшей с потолка пещеры воды. Сегодня антропологи склонны полагать, что пользоваться огнем и добывать его люди научились почти одновременно.