Кем пообедал 4-крылый монстр? В желудке динозавра впервые нашли кости млекопитающего
Так могли выглядеть микрорапторы. Эти существа обитали в Меловой период на территории нынешних Китая и Монголии.
Corey Ford / Alamy

Международная группа палеонтологов, изучавшая окаменелость небольшого четырехкрылого динозавра, обнаружила в его желудке конечность млекопитающего. Микрорапторов чаще, чем других динозавров, находят с непереваренными остатками последнего обеда, который можно опознать. Ранее палеонтологи выяснили, что в их меню входила птица, рыба и ящерицы. Теперь у исследователей впервые появилось вещественное доказательство теории, что динозавры питались и млекопитающими.

Microraptor zhaoinus был мелким оперенным динозавром от 80 до 120 сантиметров в длину и весом всего около килограмма, который жил в раннем Меловом периоде.

Несмотря на свои четыре крыла, до птицы ему было далеко: Microraptor мог только планировать с дерева на дерево, и парить, совершая небольшие перелеты. Обитал он тоже на деревьях, там же ящер искал добычу, скользя среди ветвей в лесу и иногда спускаясь и на землю.

Известно около 25 хорошо сохранившихся экземпляров микрорапоторов — все найдены на северо-востоке Китая в богатом ископаемыми регионе Джехол Биота.

В новом исследовании команда рассматривала образец, который был открыт в 2000 году, однако только сейчас к нему вернулись для подробного изучения. Анализ окаменелости показал ногу маленького млекопитающего, которое стало последней добычей этого микрораптора.

Ханс Ларссон

Ученые не смогли точно назвать вид млекопитающего, которого съел этот динозавр, но идентифицировали, к какой экологической нише он относился. Это точно не был далекий предок человека, успокоили исследователи. Нога могла принадлежать, судя по морфологии, древнему грызуну или опоссуму.

Съеденное животное было размером с мышь и, по выводам ученых, не обладало навыками альпиниста. То есть оно не ползало по деревьям, где могло попасть в лапы к микрораптору. Либо ящеру приходилось иногда спускаться вниз на лесную подстилку, чтобы поохотиться, либо он отобедал падалью.

Исследователи также отметили, что нога была проглочена целиком, а рядом в желудке находились еще несколько косточек, но их опознать уже нет возможности.

По материалам Gizmodo.