Геологи: каждый кислородный цикл на Земле заканчивался массовым вымиранием

На основе изучения минералов в земной коре составлена «кислородная летопись» планеты

1 марта 2022
Геологи: каждый кислородный цикл на Земле заканчивался массовым вымиранием
Legion Media

Группа ученых из Австралии, Канады и США предположила, что Земля пережила несколько кислородных циклов. Каждый такой период длился несколько десятков или сотен миллионов лет. Циклы заканчивались массовым вымиранием, но сразу после этого случался очередной эволюционный взрыв.

Древнейшие океаны около 2,8 миллиарда лет назад были богаты мышьяком и ртутью, но постепенно, по мере увеличения кислорода, токсичность водоемов понижалась. Благоприятных для эволюции элементов, таких, как цинк, молибден и фосфор, напротив, становилось больше.

Кислородные циклы напрямую связаны с образованием континентов и горных цепей на них. Когда части будущих материков сталкивались, кислород высвобождался и попадал в атмосферу.

Так, первый из кислородных циклов был запущен примерно 2,8 миллиарда лет назад одновременно с образованием суперконтинента Кенорленд.

Ждет ли Землю новое вымирание животных и растений в ближайшее время? Профессор Университета Тасмании Росс Лардж так не считает. Во время предыдущих катаклизмов в атмосфере становилось больше углекислого газа, сейчас этого не происходит. По мнению геолога, ближайшее вымирание случится примерно через 30 миллионов лет, сообщает phys.org.