Как во времена палеолита создавали 3D-рисунки? Раскрыт секрет доисторических художников

Археологи взглянули на древнюю живопись глазами ее создателей

8 сентября 2023
R. Asiain & P. Saura / Antiquity via Live Science

Археологи, фотографы и дизайнеры из Мадридского университета Комплутенсе и Международного института доисторических исследований пещер Кантабрии (Испания) обнаружили на стенах знаменитой Ла-Пасьеги три ранее скрытых рисунка животных эпохи палеолита. Это наскальные изображения лошадей и вымершего зубра. Разглядеть их помог новый и простой метод, основанный на давно известной стереофотографии в стиле «волшебный глаз». Эта техника позволяет видеть стены пещеры и рисунки трехмерными, как их видели создатели рисунков десятки тысяч лет назад. Результаты исследования опубликованы в журнале Antiquity.

Наскальная живопись, которой может быть больше 40 тысяч лет, — распространенный вид древнего искусства на территории Европы. Одним из важнейших доисторических памятников периода палеолита и объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО является пещера Ла-Пасьега на севере Испании. Ее стены покрыты рисунками животных и символами вроде точек, линий и других, сделанными древними людьми. С открытия пещеры в 1911 году обнаружено более 700 изображений.

Среди традиционных методов исследования наскальной живописи археологами используется фотосъемка стен, на которых потом идентифицируют отдельные рисунки, фиксируют их и описывают в исследованиях. Это обычные двухмерные фотографии, эскизы и зарисовки. Но в последние годы ученые стали обращаться к необходимости трехмерной записи — это позволяет получить больше деталей и увидеть эту живопись так, как видели ее сами древние художники. Ведь они творили не на белом и ровном листе, а на стенах со сложным рельефом, на которых играет свет и тень.

В новом исследовании авторы использовали нетрадиционный, но хорошо известный уже с середины XIX века метод — стереоскопическую фотографию. Съемка при этом производится с нескольких ракурсов и в итоге получается стереопара — картинка из нескольких изображений с малыми отличиями. Ученые сделали пары фотографий высокого разрешения с расстоянием между точками (ракурсами) в 63,5 миллиметра — таково среднее расстояние между зрачками взрослого человека. Далее работает наше бинокулярное зрение.

Археологи использовали этот прием, чтобы передать трехмерную природу стен пещеры и рисунков. Ее можно увидеть через 3D-очки или просто прищурив глаза. Изучив с помощью этого метода множество снимков, ученые и разглядели три новых рисунка, которые на 2D-фотографиях не были заметны.

Первая лошадь находилась под изображением оленя, а вторая частично «спряталась» в углублении стены, на выпуклой части была нарисована только ее грудь — все вместе это придавало объем животному. По мнению археологов, десятки тысяч лет назад художники намеренно использовали эти особенности стен и формы пещер, чтобы делать свои картины трехмерными. Это говорит о том, что они были технически искусными и понимали камень как еще один элемент своей живописи.

Но и это еще не все — люди палеолита умели создавать из рисунков на стенах что-то вроде мультфильмов.