Как сова, но поменьше: 4 занимательных факта о сычах

Представители этого немногочисленного рода встречаются в Европе, Азии, Америке и Африке

11 ноября 2023

Как и их более крупные сородичи из семейства совиных, сычи веками вызывали у людей суеверный страх. Однако время предрассудков давно прошло — Vokrugsveta.ru предлагает поближе познакомиться с этими довольно милыми и интересными птицами.

Как сова, но поменьше: 4 занимательных факта о сычах

Домовый сыч (Athene noctua)

Christian Naumann via Legion Media

Сычи

Athene

Как сова, но поменьше: 4 занимательных факта о сычах

Кроличий сыч (Athene cunicularia)

Класс — птицы
Отряд — совообразные
Семейство — совиные
Род — сычи

Род сычей, согласно современной классификации, относится к семейству совиных и насчитывает девять видов, из которых широко распространены три. Браминский сыч (Athene brama) обитает в Южной и Юго-Восточной Азии, предпочитая селиться в редколесье и среди кустарников. Домовый сыч (Athene noctua) встречается почти по всей Европе, на севере Африки, а также во многих странах Азии. Наконец, кроличий сыч (Athene cunicularia) распространен в Южной и Северной Америке. Остальные представители рода обитают в отдельных районах Индии, а также на Мадагаскаре и Соломоновых островах.

Несмотря на разные ареалы, у этих пернатых много общего. Сычи имеют плотное телосложение, буроватую или рыжевато-песочную окраску с белыми пестринами, которая обеспечивает хорошую маскировку. Голова у них относительно маленькая, с крупными ярко-желтыми глазами. Размах крыльев составляет 40-60 сантиметров, а весят взрослые сычи от 100 до 240 граммов.

Мудрые спутники богов и вестники бед

Обычно сычи не опасаются людей — эти птицы часто селятся рядом с человеком (не даром же распространенный в Европе сыч именуется домовым). Скорее всего, их привлекает изобилие грызунов, которые ищут пропитание возле наших жилищ.

Люди издревле неоднозначно относились к соседству с сычами. Так, в древнегреческих мифах сова была символом богини мудрости Афины. Считалось, что эта птица ограждает от сил зла, приносит счастье. Собственно, именно в честь Афины сычи получили свое родовое имя — Athene. Позднее домового сыча и других сов стали ассоциировать с римской богиней Минервой.

Как сова, но поменьше: 4 занимательных факта о сычах

Изображения Афины и совы (возможно, домового сыча) на аверсе и реверсе афинской серебряной тетрадрахмы

cgb.fr, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В то же время у многих славянских народов, а также в Индии сычи, точнее, их крики, считались вестниками смерти. В русской традиции «сычом» принято называть одинокого или хмурого человека, склонного сидеть на одном месте. И всё же отношение к сычам у людей за тысячи лет соседства сложилось уважительное. В конце концов, сычи вместе с другими птицами помогают бороться с сельскими вредителями.

Ловкие охотники

Свою репутацию сычи, как и многие другие совы, во многом заслужили благодаря выразительным ярким глазам. Кажется, что они пронизывают человека сверлящим взглядом. Впрочем, никакой надобности проникать в наш внутренний мир у сычей нет. Огромные зрачки помогают им видеть в темноте, а по сторонам они озираются за счет подвижной шеи, которая легко поворачивается на 180 и более градусов.

Молодой домовый сыч

Лапы сычей вооружены острыми когтями и обладают невероятной для таких небольших птиц силой. С их помощью пернатые охотники убивают сопоставимых с собой по весу животных, а кроличьи сычи порой используют когти и клюв для рытья нор. Сычи прекрасно видят ночью, но охотиться предпочитают в утренних и вечерних сумерках, хотя иногда не ленятся преследовать добычу и днем. Дневная активность свойственна прежде всего кроличьему сычу.

Обычный в российских широтах домовый сыч как правило выискивает дичь до полуночи. Причем использует самые разнообразные приемы. К примеру, он может подолгу сидеть на ветке или столбе в ожидании потенциальной жертвы или же активно преследовать ее в полете. Нередко в поисках пропитания он ходит по дорогам, траве, забирается в расселины скал и заброшенные норы.

Как сова, но поменьше: 4 занимательных факта о сычах

Домовый сыч с добычей. Как и большинство сов, сычи летают практически бесшумно благодаря особому оперению

Его добычей часто становятся амфибии, рептилии, черви, личинки насекомых. Кроме того, в сычиное меню входят хомячки, домовые мыши, полевки, землеройки, воробьи, скворцы, жуки, пауки и даже ядовитые скорпионы и фаланги. Примечательно, что сычи для преследования крупной и сильной дичи объединяются в пары и время от времени делают запасы пищи в укромных местах, к которым прилетают в случае неудачной охоты.

Голоса тьмы

Вряд ли у кого-то повернется язык назвать сыча певчей птицей. Но все-таки он не обделен вокальными данными. Периодически сыч издает похожие на мяуканье свистящие звуки — отдельные любители природы считают их весьма благозвучными. А вот крик, которым сыч внезапно оглашает ночную тишину, легко может напугать — отсюда и возник образ сыча как предвестника несчастий и смерти.

Разнообразный репертуар домового сыча

От сыча можно услышать песню состоящую из выкриков «ку-вить, ку-вить». Во время брачного сезона или перед вылетом на охоту эти птицы протяжно, будто бы грустно, охают, «гукают». Эту особенность подчеркнули киргизы, назвав сыча «байкуш», что переводится как «нищий» или «бедняк».

Под опекой родителей

Весной самцы домовых сычей поют, пугая суеверных людей и привлекая самок. Образовав пару, птицы приступают к обустройству гнезда. Зачастую сычи селятся в дуплах, глубоких скальных трещинах, заброшенных норах, на крышах жилых и заброшенных зданий. Когда строительные работы завершены, самка откладывает от 3 до 6 яиц, из которых примерно через четыре недели вылупляются беспомощные и слепые птенцы. Глаза у них открываются лишь спустя 8-10 дней.

Как сова, но поменьше: 4 занимательных факта о сычах

Гнездо домового сыча с тремя птенцами. Известен случай, когда в течении трех лет пара домовых сычей выводила птенцов на здании химического факультета МГУ на Воробьевых горах в Москве

FLPA via Legion Media

В гнезде юные сычи проводят около 40 дней, а затем покидают отчий дом, оставаясь неподалеку еще какое-то время. Родители могут продолжать подкармливать птенцов, пока те учатся летать. После этого новое поколение сычей отправляется в свободное плавание.

Продолжительность жизни домового сыча достигает 16 лет, но в среднем эти птицы живут намного меньше — они часто погибают под колесами транспорта во время ночной охоты, а некоторые популяции массово вымирают во время холодных и снежных зим.