Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета

Первыми исследовать и применять на практике свойства цвета стали художники эпохи Возрождения

28 апреля 2023Обсудить

Эпоха Возрождения и Новое время

Основные имена: Леон Баттиста Альберти • Леонардо да Винчи

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета
«Пиршество богов» Джованни Беллини, Тициан, 1514/1529 гг., холст, масло, 170,2 x 188 см, Национальная галерея искусства, Вашингтон, США
Источник:
из книги Марины Голубевой «Главное в истории цвета»

По мере развития общества рос интерес к цвету как явлению физического мира, и человек наконец обратил внимание на эстетическое значение цвета. Первыми исследовать и применять на практике свойства цвета стали художники эпохи Возрождения.

Именно потребность людей искусства в знаниях о тайнах цвета привела к рождению колористики. Основы этой науки о цвете были заложены в трудах величайших мастеров эпохи Возрождения Леона Баттисты Альберти и Леонардо да Винчи.

Например, Альберти писал: «Мне кажется очевидным, что цвета изменяются под влиянием света, ибо каждый цвет, помещенный в тени, кажется не тем, какой он на свету».

Интересные наблюдения о природе цвета Леонардо да Винчи отразил в «Трактате о живописи». Он одним из первых обратил внимание на многообразие оттенков и цветов изображаемых предметов. В этот период предметы еще писали одним цветом, разбавляя его белой или черной красками, которые изменяли тон цвета, его насыщенность, но оставляли изображение монохромным.

Леонардо да Винчи писал, что зелень листьев разных деревьев и в разное время суток разная, «дымы бывают разных цветов», «мокрые улицы желтеют больше, чем сухие», а «части лица, обращенные в сторону такой улицы, окрашиваются желтизной и темнотой улицы, им противолежащей».

Однако сам Леонардо в своей художественной практике не смог переступить существовавших тогда традиций живописи. Его наблюдения были использованы только в конце XIX века художниками-импрессионистами.

Опыт, накопленный творцами эпохи Возрождения и Нового времени, был дополнен научными разработками в области физики цвета. Так зародилось научное цветоведение.

Главное

Теоретики искусства эпохи Возрождения и Нового времени еще не отводили цвету первостепенную роль. Главными выразительными средствами живописи они считали рисунок, композицию, перспективу и светотень.

Цвет же рассматривался как некое украшающее картину дополнение. Однако в работах мастеров живописи уже проявлялись заинтересованность и попытка анализа свойств света, рефлексов и контрастов.

Физика цвета. Исаак Ньютон

Основные имена: Исаак Ньютон • Иоганн Вольфганг Гёте • Альберт Манселл • Иоханнес Иттен

Цвет как природное явление привлекал исследователей еще со времен Античности. Например, древнегреческий философ Пифагор считал, что человеческий глаз испускает особые лучи, ощупывающие предмет, а Эмпедокл утверждал, что видеть цвета мы можем благодаря тому, что наш глаз содержит четыре основных первоэлемента: огонь, воду, воздух и землю. Однако эти теории сложно назвать научными. Время научного познания цвета придет только в эпоху Нового времени с расцветом естественных наук.

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета
Сэр Исаак Ньютон (предположительно) проводит оптический эксперимент на публике гравюра
Источник:
Wellcome Collection (CC BY 4.0)

Исаак Ньютон

Основоположником естественно-научного подхода к сущности цвета считается Исаак Ньютон (1642–1727). Именно он впервые всерьез заинтересовался цветом как физическим явлением, и интерес этот возник в результате экспериментов со светом. В 1676 году, пропустив через стеклянную призму луч света, Ньютон обнаружил, что свет преломляется и распадается на несколько разноцветных лучей, подобных цветам радуги. Попав на белую стену, лучи становятся видимыми и образуют спектр — последовательность цветов, которая всегда остается одинаковой.

Несколько лет спустя другой английский физик Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что семь цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов. В итоге зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Эти цвета он назвал первичными, а другие — вторичными.

В XIX веке немецкий физик и физиолог Герман Гельмгольц (1821–1894) предложил новую трехкомпонентную структуру цветообразования. Он исходил из того, что фоторецепторы, отвечающие за восприятие человеческим глазом света, способны ощущать только красный, желтый и синий, а остальные цвета — результат их смешения.

Главное

Ньютон разделил спектр на семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Причина выделения именно семи оттенков — в простой аналогии с семью нотами, а может, в уважении к числу семь, которое считается сакральным во многих эзотерических учениях.

Физика цвета. Гёте, Манселл, Иттен

Основные имена: Исаак Ньютон • Иоганн Вольфганг Гёте • Альберт Манселл • Иоханнес Иттен

Иоганн Вольфганг Гёте

Первый солидный труд по колористике появился в начале XIX века, и его автором был Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832), тот самый великий немецкий писатель и поэт, написавший «Фауста», «Страдания юного Вертера» и многие другие литературные произведения. Но главным трудом всей своей жизни он считал книгу «Учение о цвете» (1810). И что особенно интересно — Гёте первым обратил внимание на особенности восприятия цвета человеком. По сути, его книга — это первый труд по психологии цветовосприятия.

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета
Цветовой круг Гёте, 1809 г.
Источник:
из книги Марины Голубевой «Главное в истории цвета»

Альберт Манселл

Немалый вклад в научное изучение цвета внесли художники, пытавшиеся постичь тайны этого явления природы, чтобы добиться наибольшей выразительности своих картин. Многочисленные попытки создать единую цветовую систему и найти закономерности взаимодействия цветов привели к появлению множества моделей. Они имели разнообразные формы: цветовые треугольники, круги, сферы и даже цветовое дерево, которое разработал Альберт Манселл в начале XX века.

Иоханнес Иттен

В настоящее время среди живописцев и всех, кто работает с цветом, наиболее популярна цветовая модель швейцарского художника Иоханнеса Иттена (1888–1967), автора книги «Искусство цвета». Его модель представляет собой круг, разделенный на 12 частей. В ней показана система распределения и взаимодействия цветов, что особенно важно для создания цветовых композиций. В треугольнике, вписанном в круг, даны три основных цвета: красный, синий и желтый, а получаемые от их смешения цвета вместе с основными образуют шестиугольник.

Современные художники охотно используют эту модель, не забывая о том, что Иттен большое внимание уделял субъективному восприятию цвета и что психология цвета для искусства не менее важна, чем его физика.


Цветоведение и искусство в современную эпоху

Выразительность

Основные имена: И. И. Левитан • Н. П. Крымов

Роль, которую цвет играет в изобразительном искусстве, определяется его способностью нести информацию. С помощью цвета художник может не только передать основные характеристики объекта, состояние окружающей среды и освещение, но и рассказать о своем эмоциональном состоянии, отношении к миру, себе, изображаемому объекту.

Способность цвета передавать информацию в живописи называется выразительностью. Научное цветоведение рассматривает цвет как физическое явление, то есть свет определенной длины волны. Но в обыденном сознании цвет продолжает оставаться атрибутом вещи и несет информацию именно о ней, ее качествах, свойствах, значении для человека. Белый халат врача и белая скатерть на праздничном столе имеют разное значение, воспринимаются нами по-разному, следовательно, вызывают разные эмоции.

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета
Камиль Писсарро «Кроличий садок в Понтуазе, снег» (La Garenne à Pontoise, effet de neige), 1879 г., холст, масло, 69,2×72,3 см, Чикагский институт искусств, Чикаго, США
Источник:
Чикагский институт искусств, Чикаго, США

Художник Николай Петрович Крымов (1884–1958), например, утверждал, что если цвет не освещен, то его не существует. Действительно, никогда нельзя точно сказать, какого цвета предмет, если этот цвет меняется в зависимости от характера источника света, времени суток и предметов, которые находятся рядом.

Ярким примером зависимости цвета от освещения может служить белый цвет снега. Этот цвет существует только в нашем воображении, а в реальности снег имеет массу оттенков. Это хорошо заметно по картинам художников-пейзажистов.

Главное

Все цвета в колористике разделяются на апертурные и предметные. Апертурные цвета — это цвета в чистом виде, без привязки к какой-либо поверхности. Физики, изучающие свойства света различной длины волны, имеют дело именно с этими цветами. Да и в художественной практике они встречаются довольно часто: голубое небо, пламя свечи, воздушная дымка и др.

Предметные цвета связаны с конкретными материальными предметами, их фактурой, особенностями поверхности, материалом, и зависят они не столько от свойств поверхности, сколько от условий освещения этих поверхностей, окружающих объектов, состояния атмосферы.

Чувство цвета

Основные имена: Леонардо да Винчи • И. И. Шишкин • Н. Н. Волков

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета
Томас Коул «Пейзажи Новой Англии», 1839 г., холст, масло, 57,1×46,7 см, Чикагский институт искусств, Чикаго, США
Источник:
из книги Марины Голубевой «Главное в истории цвета»

Представление о предметном цвете у человека существует благодаря константности восприятия и накопленному им чувственному опыту. Можно сказать, что предметный цвет — это не столько реальность, сколько наше представление о реальности. Окраска предметов, так же как их размеры и форма, в представлении людей довольно устойчивы.

Однако цвета предметов богаче и разнообразнее, чем хранящиеся в памяти человека стереотипы. Именно поэтому рисунки, на которых предметы окрашены только в их предметные цвета (красный помидор, зеленая трава, голубое небо и т. д.), утрачивают свою реалистичность и воспринимаются просто как цветовые пятна.

Еще Леонардо да Винчи (1452–1519) советовал писать портреты в закрытом дворике, при рассеянном свете, чтобы лучи солнца и блики от других предметов не искажали естественный цвет лица.

Подтверждая наблюдения Леонардо да Винчи, известный отечественный живописец и теоретик живописи Николай Николаевич Волков в своей книге «Цвет в живописи» (1965) пишет: «Рассеянный дневной свет… создает типичную предметную многоцветность, он создает наилучшие условия для различения оттенков предметного цвета, мазков на холсте».

С другой стороны, именно свет делает наш мир цветным, ярким, живым. Разве может художник игнорировать богатство и разнообразие естественного освещения?

Свет создает неповторимую цветовую гамму, поскольку воздух в зависимости от влажности, температуры, наличия пыли и прочего преломляет свет по-разному, и палитра меняется каждую секунду. Подобные цветовые аберрации хорошо заметны на картинах художников XIX века. Воздух в них играет важную роль, создавая среду, порождающую удивительные переливы цвета.

Главное

Способность интуитивно чувствовать изменение цвета предметов, нюансы оттенков и рефлексов присуща ряду людей от рождения. Чувство цвета, безусловно, природный дар, но его можно развить целенаправленно с помощью упражнений. Большинство пособий по колористике и живописи, написанных художниками, содержат разнообразные советы по преодолению стереотипов восприятия.

Цветовая гармония

Основные имена: Винсент Ван Гог • Рудольф Арнхейм

Как появилась наука колористика: узнайте за 5 минут самое главное в истории цвета
Винсент Ван Гог «Ночное кафе» (Le Café de nuit), 1888 г., холст, масло, 72,4×92,1 см, Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США
Источник:
Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США

Важнейшим средством художественной выразительности в живописи является цветовая гармония — согласованность цветов между собой, их равновесие и созвучие. Часто под этим термином понимают приятное для глаз, красивое сочетание цветов. Однако это не случайное, беспорядочное нагромождение красочных пятен. Гармония цвета имеет свои законы и подчинена точному расчету, который основан на взаимосвязи цветов.

Существует множество систем цветовой гармонии, самые первые из которых основаны на сочетании двух близких по тону цветов. Известный психолог и эстетик Рудольф Арнхейм (1904–2007) считал такое построение цветовой гармонии примитивным, хоть и вызывающим приятные ощущения.

Движущая сила гармонии — это столкновение противоположностей и их единство. Если в музыке баланс определяется контрастом мажора и минора, то в живописи цветовая гармония выражается сбалансированным противопоставлением холодных и горячих цветов.

Винсент Ван Гог писал брату Тео: «В моей картине „Ночное кафе“ я пытался показать, что кафе — это место, где можно погибнуть, сойти с ума или совершить преступление. Словом, я пытался, сталкивая контрасты нежно-розового с кроваво-красным и винно-красным, нежно-зеленого и веронеза с желто-зеленым и жестким сине-зеленым, воспроизвести атмосферу адского пекла, цвет бледной серы, передать демоническую мощь кабака-западни».

Есть еще один важный фактор, который влияет на восприятие цветовой гаммы картины и субъективную оценку зрителем ее гармонии. Внешний вид и выразительность цвета меняются в зависимости от содержания и темы полотна. Красный цвет крови будет восприниматься зрителем не так, как оттенок румянца или цвет спелой клубники, поскольку наполнен иным смыслом.

Главное

Цветовая гармония в живописи служит не только достижению эстетического удовольствия. Чаще художник вообще не считает это главной задачей. Основная функция цветовой гармонии — передача замысла художника и формирование у зрителя определенного настроения, связанного с замыслом.

Отрывок из книги Марины Голубевой «Главное в истории цвета. Искусство, мифология и история от первобытных ритуалов до Института цвета Pantone». М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер (МИФ), 2023.

Читайте книгу целиком

История цвета — от древних ритуалов до Института цвета Pantone.

Читайте книгу целиком
Реклама. www.mann-ivanov-ferber.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения