Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами.

Фото №1 - Культурный код: зеркало души

Картина «Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой»
Холст, масло 51×45 см
1889 год
Находится в частной коллекции Филиппа Ниархоса в Чикаго

«Живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина», — высказался не в пользу фотографии Винсент Ван Гог. За всю недолгую творческую биографию он, как подсчитали историки искусства Анна Паола Рапелли и Альфредо Паллавизини, написал примерно 90 автопортретов. Такой интерес к собственному лицу отчасти объяснялся склонностью художника к рефлексии, а отчасти тем, что Ван Гог был вынужден экономить на натурщиках.

Два автопортрета с перевязанным ухом неистовый голландец создал после того, как попал в больницу, ранив себя в приступе безумия. К срыву привела ссора с «товарищем по цеху» Полем Гогеном, случившаяся в 1888 году за сутки до Рождества. Дело в том, что поселившийся в красивом южнофранцузском городе Арле Ван Гог мечтал собрать в своей мастерской коммуну талантливых художников, которые вместе достигнут славы и признания. К нему после долгих уговоров приехал Гоген, но у двух живописцев были слишком разные взгляды и слишком непростые характеры, чтобы они смогли ужиться. Когда гость объявил о намерении покинуть Арль, Ван Гог воспринял это как предательство и крушение всех надежд. Он пришел в отчаяние, а потом в неистовство. По словам Гогена, голландец преследовал его на улице с бритвой в руке. После чего бросился в мастерскую — и той же бритвой отрезал себе не ухо, как принято считать, а лишь часть ушной раковины. Утром Ван Гога нашли в луже крови и доставили в больницу.

Художник писал себя с повязкой на голове в начале 1889 года, в период, когда Винсенту казалось, что душевное здоровье восстанавливается, и он пытался убедить врачей, младшего брата Тео, который его содержал, да и самого себя, что еще может вернуться к нормальной жизни и продолжать работать.

Фото №2 - Культурный код: зеркало души

1. Повязка . На картине забинтовано правое ухо, тогда как на самом деле художник порезал себе левое. Это объясняется тем, что автопортрет написан с отражения в зеркале.

Фото №3 - Культурный код: зеркало души

2. Трубка . Курение Винсент, как и его отец, считал средством от меланхолии и еще в юности писал младшему брату: «Тео, я очень советую тебе начать курить трубку. Это поможет, когда ты будешь не в духе, как часто бываю я».

Фото №4 - Культурный код: зеркало души

3. Глаза . Это центр композиции, они расположены на линии, где красный цвет фона встречается с оранжевым. Ввалившиеся глаза с покрасневшими веками — свидетельство, что художник еще не вполне оправился от болезни. Однако взгляд его сосредоточенный и спокойный.

Фото №5 - Культурный код: зеркало души

4. Дым . Причудливыми завитками он поднимается из трубки к небу; на этой картине впервые отчетливо появляется мотив спирали, который будет развиваться на полотнах Ван Гога в последний год его жизни. Исследователь творчества художника Герберт Гретц полагал, что на этом портрете дым — символ духовной устремленности Ван Гога.

Фото №6 - Культурный код: зеркало души

5. Одежда . Историк искусства Бернадетт Мёрфи предположила, что на художнике провансальский пастушеский плащ, который носили застегнутым на одну пуговицу. Изобразив себя в верхней одежде, Ван Гог, возможно, пытался продемонстрировать, что он, несмотря на зимний холод, прилежно следует рекомендациям докторов и медицинского ежегодника Франсуа Распая чаще гулять и дышать свежим воздухом.

Фото №7 - Культурный код: зеркало души

6. Шапка . Любимый меховой головной убор Ван Гога вызывал насмешки горожан, недолюбливавших чудаковатого живописца.

7. Фон . По мнению искусствоведа Елены Муриной, красно-­оранжевый цвет фона в живописи Ван Гога символизирует пыл души.

ХУДОЖНИК
Винсент Ван Гог

Фото №8 - Культурный код: зеркало души

1853 — родился в Грот-Зюндерте, в Нидерландах, в семье протестантского священника.
1869–1876 — работал клерком в компании «Гупиль и Ко», торговавшей произведениями искусства.
1878–1879 — пробовал себя в качестве проповедника.
1880 — поступил в Академию художеств в Брюсселе, но вскоре бросил ее и стал заниматься живописью самостоятельно.
1881 — первые работы маслом: «Натюрморт с капустой и деревянными башмаками» и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами».
1886 — поступил в Школу изящных искусств в Антверпене.
1886–1888 — жил в Париже, где познакомился с импрессионистами и другими прогрессивными художниками.
1888 — переехал в город Арль в живописном Провансе, где мечтал основать коммуну художников в арендованном им «Желтом доме». Написал «Ночное кафе». Попал в больницу из-за приступа безумия.
1889 — добровольно лег в клинику для душевнобольных Сен-Поль-де-Мозоль близ Сен-Реми-де-Прованс. Написал «Звездную ночь».
1890 — перебрался в городок Овер-сюр-Уаз, где художника лечил друг его брата доктор Гаше. Смертельно ранил себя выстрелом в грудь. Похоронен в том же городе.

Фото: ALAMY / LEGION-MEDIA

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июнь 2019