Как неандертальцы крепили орудие к рукоятке? Оцените находчивость древних людей

На Кавказе палеоантропологи сделали новые открытия

17 ноября 2022
Georg Hergenhan / Alamy

Такое открытие сделала группа российских ученых, изучив каменные орудия, найденные на неандертальских стоянках Северного Кавказа. Обнаруженные на орудиях следы битума впервые подтверждают, что неандертальцы, жившие в горах Кавказа, как и их сородичи в Европе и на Ближнем Востоке, использовали это природное вещество в качестве клея при изготовлении сложных орудий.

Этот факт свидетельствует о достаточно высоком уровне развития интеллектуальных способностей, отмечают исследователи, статья которых опубликована в журнале Scientific Reports.

Ранее археологи установили, что неандертальцы, жившие на территории Евразии от 200 до 40 тысяч лет назад, в эпоху среднего палеолита применяли различные липкие субстанции, чтобы закреплять насаженные на деревянные рукоятки каменные орудия.

В качестве естественного клея древние люди обычно использовали березовую и сосновую смолу, пчелиный воск, а также (гораздо реже) битум — вязкий нефтепродукт, который тоже подходит для этой цели. Следы этих веществ на неандертальских каменных орудиях были найдены на территории современных Италии, Голландии, Германии, а также Сирии и Израиля. Однако на территории России прежде таких находок не делали.

Ученые обнаружили следы некой темно-коричневой и черной субстанции на кремниевых и обсидиановых орудиях, найденных на двух известных стоянках неандертальцев — в Мезмайской пещере, что в 50 километрах от Майкопа, и в гроте Сарадж-Чуко неподалеку от Нальчика.

Scientific Reports

Следы неизвестного вещества находились как раз в тех местах, где орудия могли крепиться к древкам или рукояткам. Современные методы анализа подтвердили, что это вещество — битум.

Поскольку образцы «клея» из пещеры и грота несколько отличались по своему химическому составу, ученые сделали вывод, что неандертальцы, жившие в разных районах, брали битум из разных источников.

Почитайте также, почему весь научный мир почти 100 лет наблюдает, как в Австралии из воронки капает жидкий битум.