Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как монеты восстанавливают свою популяцию?

Дефицит некоторых металлов делает монеты очень уязвимыми по отношению к переплавке и к повторному использованию

4 мая 2023Обсудить
Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Афинская тетрадрахма, 454-404 гг. до н. э.
Источник:
Викисклад / Classical Numismatic Group, Inc. (CC BY-SA 3.0)

Потребность в материалах — в первую очередь в металлах, из которых изготавливаются монеты, ограничивает численность и срок службы монет. Как и в живом мире, который должен постоянно перерабатывать сам себя, Природа располагает не таким уж большим количеством строительного материала для наших артефактов.

Дефицит некоторых металлов делает монеты очень уязвимыми в по отношению к переплавке и к повторному использованию, например, в стоматологии, электронике или в производстве ювелирных изделий. Популяция монет может быть рассчитана с точки зрения коэффициентов рождаемости и смертности как функция производительности монетного двора, поэтому Монетный двор США* отслеживает фактические темпы износа монет (которые по его оценкам составляют около 5,5% в год) ровно так же, как биологи отслеживают популяции животных.

Ежегодный уровень рождаемости монет в США составляет около 12 миллиардов штук, что является здоровым показателем, поддерживающим постоянное количество монет, поскольку, как уже было показано, большинство из них представляют собой одноцентовые и пятицентовые монеты, от которых люди стремятся избавиться.

Денежная масса в античном мире гораздо менее жестко регулировалась статистическими данными, чем это происходит в современных государствах. Когда у древних людей заканчивались запасы монет, образовавшийся разрыв иногда восполнялся неофициальной чеканкой1.

Тем не менее, уже самая ранняя чеканка алчно эксплуатировала постоянную воинственность своих хозяев — ведь чем больше греки и римляне воевали, тем больший объем монет требовался для оплаты войн. Такая тесная связь между монетной чеканкой и вооруженными конфликтами давно была признана нумизматами, экономистами и историками2.

Поэтому и неудивительно, что греческие монеты никогда не были так хороши, как во времена правления Александра Македонского — завоевателя, при котором темпы монетного производства взлетели до беспрецедентного уровня3.

1 Монетный двор США — специальное агентство Министерства финансов США, основной задачей которого является выпуск монет, хранение золотых и серебряных слитков, а также контроль их движения. Сегодня в его состав входят четыре монетных двора — в Филадельфии, Сан-Франциско, Денвере и Вашингтоне (прим. пер.).
C. Stannard, S. Frey-Kupper, «‘Pseudomints’ and Small Change in Italy and Sicily in the Late Republic»,
American Journal of Numismatics 20 (2008): 351–404.

2 Классическое изложение этой связи можно найти у Колина Края: C. Kraay, «Greek Coinage and War», in Ancient Coins of the Greco-Roman World: The Nickle Numismatic Papers, ed. by W. Heckel, R. Sullivan, pp. 3–18 (Waterloo, Ont.: Wilfrid Laurier University Press, 1984).

3 C. Howgego, Ancient History from Coins (New York: Routledge, 1995), 50.

Это наблюдение, конечно, поднимает вопрос и о репродуктивных системах. Большинство монет рождается в результате спаривания двух родителей, называемых штемпелями, приходящихся по одному на каждую сторону монеты. Лицевой штемпель вносит свои мемы для стороны, что мы называем «орлом», а оборотный штемпель несет мемы для стороны, называемой «решкой».

Монетные штемпели вырезали из закаленного металла, так что когда между ними помещалась более мягкая пластинка из бронзы, серебра или золота, то вследствии удара штемпели переносили на пластинку свой дизайн (то есть свои мемы), в результате чего получалась монета (рис. 2.5).

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.5. Чеканка античной монеты. Рисунок автора
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Вплоть до недавнего времени (когда штемпели уже начали эффективно клонироваться), каждый штемпель лицевой стороны хотя бы немного отличался от любого другого штемпеля лицевой стороны, и то же самое было верно для штемпелей оборотных сторон. Если кто-то пытался вырезать вручную два совершенно одинаковых штемпеля, то они всегда получались разными.

Родительские штемпели монеты соединялись в пару на монетном дворе, где их потомки чеканились один за другим с помощью бьющего сверху молотка (рис. 2.6). Тщательное исследование обычно позволяет нам определить, какое потомство было произведено с помощью определенных лицевых и оборотных штемпелей, что сродни отслеживанию ДНК.

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.6. Серебряная медаль Американского нумизматического общества, Нью-Йорк. Чеканщик за чеканкой монет / Памятная надпись. ANS 1984.121.3. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Говорят, что монеты, имеющие общий родительский штемпель (или пару штемпелей), соединены в штемпельную связь, как это показано на примере пяти серебряных монет на фототабл. 4 и 5.

На этом фото представлены пять монет бактрийского царя Аминты, у которых все лицевые стороны созданы одним и тем же штемпелем, однако для оборотной стороны были использованы два штемпеля: три монеты слева и две справа отчеканены двумя разными штемпелями оборотной стороны.

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Фототаблица 4. Серебряные двойные декадрахмы Аминты I, Бактрия, I в. до н. э. Пять монет, отчеканенных одним штемпелем лицевой стороны с изображением Аминты в шлеме. Предоставлено Осмундом Бопеараччи

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Фототаблица 5. Серебряные двойные декадрахмы Аминты I, Бактрия, I в. до н. э. Оборотные стороны: богиня-покровительница города держит рог изобилия (три левые монеты, отчеканенные одним штемпелем) и Зевс держит Нику (две правые монеты, отчеканенные одним штемпелем). Предоставлено Осмундом Бопеараччи

В некотором смысле один «отцовский» штемпель произвел все это потомство посредством двух «материнских» штемпелей, один из которых произвел на свет тройню, а другой — близнецов.

Из-за механических воздействий при выпуске монет большими тиражами, оборотные штемпели, подвергающиеся прямому удару молота, изнашиваются раньше лицевых, закрепленных в наковальне. Таким образом, родительский лицевой штемпель (назовем его «A») может совмещаться с оборотным штемпелем (назовем его «1») тысячи раз, чтобы образовать поколение, которое можно назвать «мемплекс A1»*.

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.7. Модель образования штемпельных связей монет. Рисунок автора
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Затем, как показано на рис. 2.7, A может еще пару тысяч раз соединяться с новым родительским оборотным штемпелем 2, чтобы произвести «мемплекс A2» — сводного брата A1. Процесс может быть продолжен далее в виде «мемплекса A3» или же, если в дальнейшем лицевой штемпель A заменить на новый родительский лицевой штемпель В, то начнет производиться «мемплекс B3». Если после серии скрещиваний до нас дойдет достаточное количество монет, то исследователи смогут реконструировать все генеалогическое древо от A1 до, например, Z128.

Известно, что среди многих видов животных самцы могут производить больше потомства, чем самки. Это ситуация аналогична тому, что лицевой штемпель физически способен производить больше монет, чем оборотный, что в свою очередь означает меньший вклад лицевых сторон по сравнению с оборотными в набор монетных мемов.

Таким образом, меметическая эволюция в большей степени управляется более вариативными оборотными штемпелями. Так, например, во впечатляющей публикации Эриха Бёрингера, посвященной ранним греческим монетам Сиракуз, было выявлено 733 штемпельные пары, которые включали 364 лицевые стороны и 500 оборотных1.

1 Такой «биологический» подход к описанию штемпельных связей является авторским концептом. В нумизматической литературе (в том числе и русской) для авторских примеров А1, А2 и т. д. употребляется понятие «штемпельная пара» (прим. пер.). E. Boehringer, Die Münzen von Syrakus (Berlin: Walter de Gruyter, 1929).

Поскольку оборотная сторона монет, будучи функцией от их более разнообразного мемофонда, эволюционирует быстрее, то мы обнаруживаем, что в периоды высокой активности монетного производства, как, например, в эпоху эллинизма, оборотные стороны монет действительно менялись чаще и гораздо более резко, нежели лицевые стороны.

Каталоги, описывающие античные монеты, обычно тоже демонстрируют эту закономерность: на последних страницах читатели находят пометку «лицевая сторона такая же, как у предыдущего экземпляра», за которой следуют длинные списки вариантов оборотной стороны.

Следует помнить, что мемы живут в штемпелях и в их потомках. Родительские штемпели воспроизводят свои мемы только в питательной среде монетного двора, но их потомки могут свободно воспроизводить унаследованные мемы повсюду, вызывая подражания себе.

Последний метод сродни самокопированию, которому подвержены почти все культурные мемы, как, например, пульсирующая двухнотная тема из фильма «Челюсти». Этот вездесущий музыкальный мем зародился в голове композитора, затем был нотирован, исполнен оркестром, записан в составе саундтрека, сыгран в тысячах театров, а в современной культуре его просто стали беспрестанно напевать.

Монеты тоже воспроизводятся более чем одним способом, но их мемы труднее поддаются точному запоминанию. Большинство людей, полагаясь только на свою память, плохо скопируют сложные мемы монет. Для хорошей копии нам нужна реальная вещь и монеты, будучи мемплексами, кажется, знают об этом.

Вот почему монеты и их мемы должны были физически выжить за пределами монетного двора — чтобы их можно было успешно воспроизвести. Они должны были циркулировать в течение некоторого опасного времени, пока часть их смогла бы обосноваться в безопасном месте и постаралась бы сохранить свои мемы для прямого копирования в будущем.

Например, античная афинская монета несет мемы, которые можно найти на современной греческой монете в один евро, выпущенной 2500 лет спустя (сравните оборотные стороны монет на рис. 1.14 и 2.8)1.

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 1.14. Серебряная тетрадрахма, Афины, 450–400 гг. до н. э. Афина / Сова. ANS 1949.128.2. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»
Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.8. Медно-никелевый евро, Европейский союз, 2002 г. Карта Европы / Копия афинской монеты (см. рис. 1.14). ANS 2002.24.111. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

1 См. больше примеров в: V. Penna, «Ancient Greek Coins on Greek Banknotes», Abgadiyat 5 (2010): 50–61.

Так произошло вовсе не потому, что эти мемы передавались посредством общего штемпеля или добросовестно переходили от человека к человеку в непрерывной ментальной цепи. Нынешнему евро нужны были античные монеты, чтобы продемонстрировать свою жизнеспособность: он наследовал свой меметический план посредством репродуктивной имитации на современные штемпеля.

Некоторые греческие цари древней Бактрии в память о своих предшественниках воспроизводили мемы более ранних монет, стараясь снабдить их такими полезными надписями, как, например, «[монета] Антимаха Теоса, [но выпущенная] во время правления Диодота Сотера» (рис. 2.9).

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.9. Серебряная тетрадрахма Антимаха Теоса («Бога»), выпущенная в честь более раннего монетного типа Диодота Сотера («Спасителя»), Бактрия, II в. до н. э. Диодот / Зевс-Громовержец. ANS 1991.95.1. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Также поступали и некоторые римские императоры, подражавшие более старым монетам с добавлением к ним латинской пометки «REST[ITUIT]», т. е. «возвращенный», чтобы показать преднамеренность чеканки ими копий1.

1 Например: H. Mattingly, «The Restored Coins of Trajan», Numismatic Chronicle 6 (1926): 232–278.

Пример этого можно увидеть на рис. 2.10, на котором показана золотая реплика Траяна с бронзового выпуска Гальбы (рис. 2.11). Такие примеры показывают, что сильные мемы сохраняются благодаря репликации и мутации. На самом деле, сохранение мемов может происходить и во враждебной среде.

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.10. Золотой ауреус Траяна, выпущенный в честь более раннего монетного типа Гальбы (см. рис. 2.11), Рим, 98–117 гг. н. э. Гальба / Либертас. ANS 1957.191.28. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»
Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.11. Бронзовый сестерций Гальбы, Рим, 68–69 гг. н. э. Гальба / Либертас. ANS 1944.100.55129. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Например, мему фигуративного искусства было довольно трудно выжить на мусульманских монетах из-за присущей им давней традиции аниконизма*. Тем не менее, в XII–XIII веках местные правители Джазиры** копировали на свои монеты рисунки с древнегреческих и римских денег, включая портреты античных царей-многобожников и изображения языческих богов (рис. 2.12). Безусловно, эти мемы были воспроизведены с образцов возрастом более тысячи лет, а не передавались по памяти.

* Аниконизм — отсутствие в художественной традиции фигуративных образов божества, пророков и других персонажей в качестве культовых символов (прим. пер.).
** Джазира — арабское название горного плато на стыке Ирака, Сирии и Турции. Представляет собой центральную часть так назваемого Плодородного полумесяца — издревле эксплуатируемой зоны интенсивного земледелия и скотоводства, протянувшейся от Египта до Персидского залива (прим. пер.).

Как монеты восстанавливают свою популяцию?
Рис. 2.12. Медный фалс Сайф ад-Дина Гази II Зенгида, аль-Джазира, 1169–1176 гг. Фигура в шлеме / Надпись. ANS 1937.1.3. Воспроизводится с разрешения Американского нумизматического общества
Источник:
из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят»

Жизнь и любовь

Эссеист Лайонел Триллинг*, более точный в своих оценках, чем Аддисон и Памук, был прав, когда писал о монетах и цивилизации следующее:

Мы изобрели деньги и пользуемся ими, но мы не можем ни понять их законы, ни контролировать их действия. У денег есть своя собственная жизнь, которой, по идее, быть не должно; Карл Маркс с некоторым ужасом говорил об их неприличной способности воспроизводиться, как будто, по его словам, в их теле действует любовь1.

1 Лайонел Триллинг (1905–1975) — американский литературный критик и писатель, один из наиболее влиятельных интеллектуалов США 1940–1970-х годов.
L. Trilling, The Liberal Imagination (New York: New York Review Books Classics, 1950), 258.

Что бы ни делали наши деньги, расположившись глубоко в наших карманах, кошельках или копилках, их поведение вызывает бесконечные размышления философов, ученых, поэтов и писателей. Живые ли вообще монеты? Есть ли у них голос? А воля? А своя точка зрения? Эти вопросы нельзя понимать в буквальном смысле, что, впрочем, не должно ограничивать нашу способность исследовать жизнь монет для лучшего понимания этих сложных артефактов.

В результате, нумизмат должен будет поделиться с другими людьми — включая писателей и поэтов — сутью и индивидуальностью монет как особенных объектов, вызывающих наш непреодолимый интерес с тех пор, как 2600 лет назад они были изобретены.

Отрывок из книги Фрэнка Хольта «Когда деньги говорят. История монет и нумизматики от древности до поп-культуры». М.: Издательство Бомбора, 2023.

Читайте книгу целиком

Нумизматика, наука о монетах, открыла огромное количество информации о мировых цивилизациях, которую нельзя было получить никакими другими способами. Помимо экскурсов в историю эта книга уделяет особое внимание тому, как монеты появлялись в литературе и поп-культуре: от греческой драмы и Нового Завета до телесериалов и теории мемов.

Читайте книгу целиком
Реклама. book24.ru
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения