Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария

В историю он вошел не только как дипломат и переводчик, внесший вклад в развитие российско-китайских отношений, но и как путешественник и литератор

27 апреля 2024

История русской дипломатии знает немало выдающихся деятелей, которые с честью выполняли свои обязанности — укрепляли связи с другими государствами и способствовали повышению престижа страны на международной арене. К их числу относится уроженец Молдавии Николае Милеску, известный нам как Николай Спафарий.

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария
Источник:

Muzeul Național de Literatură «Mihail Kogălniceanu»; Wikimedia Commons; коллаж Александра Чатикяна

Дипломат и заговорщик

Наш герой, хотя и прожил значительную часть жизни в России, происходил из православной греко-молдавской семьи. Он родился в 1636 году в окрестностях города Васлуй, входившего в состав Молдавского княжества (ныне находится на территории Румынии).

Сперва Николай посещал славяно-греко-латинскую школу при Трехсвятительском монастыре в Яссах, а затем отец-боярин отправил его учиться в Высшую патриаршью школу в Константинополе. Там Милеску проявил выдающиеся способности к изучению языков и очень быстро овладел арабским, греческим, турецким и латынью. Впоследствии он освоил еще несколько языков.

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария

Георгий Стефан

Источник:

Wikimedia Commons

Покинув Константинополь, чтобы продолжить обучение, боярский сын отправился в Падую — в ту пору этот итальянский город был частью Венецианской республики. В 1653 году Николая как разносторонне образованного юношу взял в секретари молдавский господарь Георгий Стефан. Спустя пять лет Стефан был низложен османами, но это не отразилось на карьере Милеску, который перешел на службу к господарю Валахии Григорию I Гику, который подтвердил присвоенное ранее молодому человеку звание спэтара (меченосца). Отсюда позднее и возникла его русская фамилия — Спафарий.

В 1660–1664 гг. Николай Милеску находился в Константинополе в качестве посланника Валахии, а затем он посетил с дипломатическими миссиями Берлин, где пребывал в ссылке Георгий Стефан, а также Стокгольм и Париж. От имени Стефана Милеску пытался убедить французского короля Людовика XIV вступить в необходимости создания антиосманской коалиции.

По данным некоторых хроник, в 1668 году Николай Милеску вернулся на родину, где участвовал в заговоре против молдавского господаря Ильяша Александра (по другим сведениям, заговор имел место в начале 1661 года и был направлен против господаря Стефаницы Лупу). Когда авантюра провалилась, Милеску подвергли экзекуции — ему отрезали часть носа, за что он был прозван Курносым. Вскоре Николай Милеску навсегда покинул Молдавию. Один летописец сообщает, что свое увечье он якобы исправил с помощью неизвестного немецкого хирурга, который восстановил нос Милеску.

В 1671 году дипломат снова посетил Константинополь, а оттуда по протекции Иерусалимского патриарха Досифея II отправился в Россию. Так начался новый этап его карьеры.

На службе у царя и литературном поприще

Прибыв в Москву в 1671 году, Милеску свел дружбу с боярином Артамоном Матвеевым, который помог ему устроиться переводчиком в Посольский приказ. На службу к царю Алексею Михайловичу Милеску был принят под именем Николай Гаврилович Спафарий.

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария

Заглавная страница экземпляра «Царского титулярника», хранящегося в Российском государственном архиве древних актов

Источник:

Wikimedia Commons

В течение нескольких лет Спафарий занимался переводами и иллюстрированием книг, а также писал собственные сочинения. В частности, его перу принадлежит первое в России учебное пособие по арифметике «Арифмологион». Помимо основ арифметики, в нем изложены представления об этике, правилах поведения, повадках животных, приведены девизы царей, даны советы как при помощи чисел запоминать большой объем информации. Это философско-учебное пособие предназначалось для детей Артамона Матвеева и других придворных.

Кроме того, Спафарий в соавторстве с подьячим Петром Долгово написал текст знаменитого «Царского титулярника» — богато иллюстрированного сборника, содержащего сведения по истории России, а также информацию о титулах, гербах и печатях русских и зарубежных правителей. Один из нескольких экземпляров книги в 1672 году был преподнесен Матвеевым царю Алексею Михайловичу.

К числу трудов Спафария также принадлежат «Книга о сивиллах», посвященная античным прорицательницам, «Василиологион»  (сборник из 18 биографий древних и российских царей) и «Книга избранная вкратце о девяти музах и семи свободных художествах», в которой он не только описал сущность наук и искусств, но и коснулся вопроса о телесной и духовной природе человека.

Особое место в творчестве Спафария занимает «Хрисмологион». Этот трактат об истории христианского мира и России как оплоте православия, был подарен царю в 1673-м. Алексей Михайлович благоволил Николаю Спафарию и щедро вознаграждал его за труды.

Во главе посольства

В 1675 году Спафарий по государеву велению отправился в неизведанный Китай во главе посольства в 150 человек. Ему было поручено уладить приграничные конфликты, договориться об организации переписки между русским царем и китайским императором, обмене посольствами, освобождении русских пленных, вывозе серебра, а заодно решить еще целый ряд дипломатических вопросов.

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария

Титульный лист издания путевых заметок Спафария 1882 года

Источник:

Wikimedia Commons

Спафарий взял с собой в дорогу астролябию, в пути постоянно выполнял замеры, вел записи. По пути в Поднебесную он собрал сведения о крупных сибирских реках: Оби, Иртыше, Ангаре. Огромное впечатление на дипломата произвело озеро Байкал. Николаю Гавриловичу посчастливилось сделать первое в истории научное описание Байкала. Так, он справедливо предположил, что глубина Байкала сопоставима с высотой гор, и перечислил большинство крупных рек впадающих в него, указав, что вытекает из моря-озера только Ангара. Кроме того, Спафарий обратил внимание и на то, что в Байкале водятся животные, которые больше нигде не встречаются.

В путешествии ему доводилось слышать рассказы служилых людей о малоизученных землях на востоке. Опираясь на них, он составил карту, которая была довольно подробной и точной для своего времени. Правда, ошибок при ее создании избежать не удалось. Например, русский посланник явно преувеличил размеры Сахалина и Амура.

Некоторые сведения, собранные путем опросов, тоже оказались неточными. Например, в отписке в Посольский приказ в декабре 1675 года Спафарий сообщал: «А та, Государь, река Аргуня течет из превеликого озера Далая. И то озеро Далай больши нежели Байкал, и в нем и киты морские есть». Он имел в виду китайское озеро Далайнор, которое примерно в 15 раз уступает Байкалу по площади.

И все же сведения, полученные Спафарием, были весьма важны, а многие из них, особенно географические и этнографические, не утратили научной ценности и по сей день. По итогам своих странствий по Сибири дипломат написал книгу «Путешествие через Сибирь от Тобольска до Нерчинска и границ Китая русского посланника Николая Спафария в 1675 году».

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария

Русские послы в Пекине, XVII в. Иллюстрация из журнала «Нива»

Источник:

Wikimedia Commons

В мае 1676 года русское посольство добралось до Пекина. Переговоры с дядей молодого императора Канси князем Сонготу, который в ту пору был фактическим правителем Китая продолжались несколько месяцев, но особого успеха не принесли — в Поднебесной не согласились рассматривать Россию как равноправного партнера. Однако, занявшись изучением китайского языка, Спафарий смог собрать ценную информацию о Китае, внести огромный вклад в изучение этой страны, подготовить почву для дальнейших дипломатических миссий. Кроме прочего он рекомендовал обратить внимание на развитие промышленности Сибири, дальневосточных рубежей и настаивал на продолжении попыток расширения экономических и культурных связей с Китаем.

Последние годы

В Москву посольство возвратилось в начале 1678 года. К тому времени Алексей Михайлович скончался, а его наследник Федор III не был столь благосклонен к Спафарию. Провал миссии в Китай стал предметом разбирательства, но никакого серьезного наказания Николай Гаврилович не понес. В конце 1670-х годов он некоторое время участвовал в переговорах с Турцией о заключении мира, но не сыграл в них значительной роли, а затем был отправлен в «почетную ссылку» воеводой в город Темников.

Как молдавский боярин русским дипломатом стал: удивительная история Николая Спафария

Памятник Спафарию в Кишинёве, Молдавия

Источник:

Tony Bowden from Tallinn, Estonia, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

В 1682-м Спафарий вернулся в Москву и возобновил службу в Посольском приказе, который в то время возглавлял фаворит царевны Софьи Василий Голицын. В 1680-х Николай Гаврилович принимал активное участие в переговорах с разными европейскими державами, а также участвовал в подготовке новой миссии в Китай под руководством Фёдора Головина — в 1689 году она завершилась подписанием Нерчинского договора, который впоследствии получил неоднозначные оценки среди историков, но все-таки считается важной вехой в развитии отношений между Россией и Китаем.

Фёдор Головин вскоре стал одним из ближайших сподвижников Петра I, а в 1700 году был назначен новым главой Посольского приказа, где продолжал службу Николай Спафарий. Все это время он был главным переводчиком ведомства, вел активную переписку с многочисленными зарубежными знакомыми, живо интересовался делами своей родины, продолжал литературную деятельность.

Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Николай Гаврилович сохранял активность до самой смерти. Он скончался в Москве в 1707-м или 1708 году, оставив о себе добрую память в России и Молдавии. Примечательно, что потомком Спафария был выдающийся русский ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине Илья Мечников.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения