Как будто вагоны разгружал: почему умственная работа утомляет нас не меньше физической

Усталость — это не лукавство мозга, а огромная проблема для него, доказали французские ученые

14 августа 2022
Andrii Lysenko / Alamy

Нейрофизиологи из Парижского института мозга узнали, почему человек устает от умственного труда. Исследователи обнаружили: во время тяжелой работы в префронтальной коре накапливаются потенциально токсичные молекулы. Из-за них мозгу приходится тратить больше сил, в итоге человек не может сосредоточиться, начинает принимать самые простые решения вместо эффективных, переутомляется.

Долгое время усталость при умственном труде приписывали психике. Были подозрения, что какие-то особые процессы происходят и в мозгу, но понимания механизма не было.

Парижская команда решила разобраться, почему машины могут выполнять вычисления непрерывно, а человек нет. Они предположили, что во время долгой и напряженной нервной активности в мозгу могут накапливаться токсичные вещества. И ресурсы начинают уходить на их перерабатотку.

Чтобы проверить гипотезу, провели эксперимент: 40 участников разделили на две группы, одна выполняла сложные когнитивные задачи, вторая — относительно легкие. За добровольцами наблюдали в течение всего рабочего дня, используя магнитно-резонансную спектроскопию, чтобы мониторить химические процессы в мозге. А также отслеживали состояние зрачков.

Признаки усталости, такие как уменьшение расширения зрачка, зафиксировали только в группе с тяжелой работой. У ее участников постепенно снижалась концентрация, люди переходили к вариантам решений, требующим меньше усилий. При этом у них повысился уровень глутамата в префронтальной коре головного мозга — это медиатор, который вызывает возбуждение в нервной системе. С его накоплением активность этой области мозга становится все более затратной.

Влиятельные теории предполагают, что усталость — это своего рода иллюзия, созданная мозгом, чтобы заставить нас прекратить все и переключиться на более приятную деятельность. Выводы нового исследования расходятся с этими представлениями.

Матиас Пессильоне

«Усталость действительно может быть сигналом, который заставляет нас прекратить работу, но с другой целью: сохранить целостность функционирования мозга».

Таким образом, молекулы глутамата становятся сигнальными и сообщают, что пора отдохнуть. Открытие предлагают использовать, чтобы диагностировать скопление молекул у людей и вовремя обнаруживать умственную усталость. Это поможет скорректировать рабочий график и избежать выгорания.

Авторы исследования призывают не искать научные методы обойти это ограничение нашего мозга, а использовать более привычные способы. Среди рецептов от ученых: смена деятельности, отдых и сон. Глутамат как раз выводится из синапсов в мозге во время сна.

По материалам портала NeuroscienceNews.com.