Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Известная картина 77 лет висела в музеях вверх ногами. Как искусствоведы это поняли?

Много лет никому не приходило в голову проверить, где здесь верх, а где низ

3 ноября 2022
Известная картина 77 лет висела в музеях вверх ногами. Как искусствоведы это поняли?
Источник:
REUTERS/Petra Wischgoll

Известная картина Пита Мондриана «Нью-Йорк Сити I» висит в немецком музее вверх ногами. К такому выводу недавно пришли искусствоведы. Далее выяснилось, что таким образом полотно выставляли в разных галереях мира последние 77 лет. Однако, несмотря на открывшуюся ошибку, исправлять ее не будут.

Написанную в 1941 году абстрактную картину впервые представили публике в 1945-м. Однако только в 2022-м галерист, проверявшая новую выставку, поняла, что что-то не так.

Сюзанна Мейер-Бюзер

«Утолщение сетки должно быть вверху — они символизируют темное небо. Как только я указала на это другим кураторам, мы поняли, что это очень очевидно. Я на 100% уверена, что картина расположена неправильно».

Чтобы подтвердить догадку, специалисты начали сравнивать полотно с другими картинами Мондриана в разных музеях мира.

Так, в Центре Помпиду в Париже выставлен «Нью-Йорк Сити» 1942 года с такой же разноцветной решеткой, но написанной маслом. Там линии утолщаются вверху. А на картине в Германии — внизу, что создает эффект «чрезвычайно упрощенной версии горизонта».

Нашли и фотографию мастерской художника, которая была сделана через несколько дней после его смерти. Там еще нетронутыми стоят полотна, в том числе видна и данная картина — она установлена на мольберте так, как считал нужным автор, с утолщением сетки вверху.

Историки искусства предполагают, что ее могли впервые перевернуть при перевозке или когда доставали из коробки. Загвоздка в том, что, в отличие от большинства работ, на этой Мондриан не оставил автографа. Возможно, мастер не считал ее оконченной. В противном случае точно было бы понятно, где низ картины.

Но, несмотря на прояснившуюся ситуацию, работу уже не получится повесить правильно. Клейкие ленты за восемь десятилетий ослабли, если перевернуть картину, сила гравитации начнет работать в противоположном направлении и грозит оборвать всю композицию. Ученым остается подытожить, что теперь этот казус — часть истории шедевра.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения