Из Читы — в мезозой: раскрываем древние секреты Красной Горки

Чтобы отправиться в прошлое, не нужно изобретать машину времени. Для этого достаточно посетить ближайшее палеонтологическое местонахождение

Такая возможность есть у жителей столицы Забайкальского края — Читы. Доехав на автобусе до местечка Черновские Копи и поднявшись на Красную Горку, жители и гости города могут совершить прогулку по бывшему берегу озера юрского периода и полюбоваться на коллекцию отпечатков древних животных и растений.

Красная Горка

Загадка происхождения

Судя по многочисленным находкам палеонтологов, около 150 миллионов лет на месте современной Читы кипела жизнь: шумели волны большого озера, над водой летали стрекозы и мухи, а по берегам тянулись к солнцу деревья и кустарники. Сейчас же на склонах горы лежат миллионы красных и желто-оранжевых плотных плит-глиежей с отчетливо различимыми силуэтами древних существ и растений.

Отпечаток рыбы ликоптеры
Отпечаток листа гинкгоитеса

Каким же образом на месте озера появились эти глиежи? У ученых есть ответ. В течение тысяч лет обитавшие здесь растения и животные погибали и попадали на дно водоема, где некоторые из них оказывались погребенными под слоем ила. В процессе формирования осадочных пород — диагенеза — органическое вещество замещалось неорганическим, а в породах оставались четкие отпечатки. Сохраниться до наших дней им помогло горение угольных залежей, в результате которого породы подверглись обжигу — красноватые плиты напоминают разбитые черепки посуды.

По другой версии, глиежи образовались в результате вулканической деятельности, но ученым неизвестно о вулканах, которые действовали в этих местах в юрском периоде.

Палеоботаническая сокровищница

Залежи глиежей можно назвать раем для палеоботаников — здесь запечатлены миллионы иголок хвойных, листьев гинкговых, папоротников, семян, шишек и фрагментов коры.

Отпечаток листа папоротника

Отпечатки гинкговых поражают своей великолепной сохранностью: на некоторых глиежах можно разглядеть даже черешки. Это значит, что растения росли рядом с водой: листья падали в озеро и почти мгновенно заносились илом. Изредка на Красной Горке попадаются листья беннититов, которые, как считается, могли служить пищей растительноядным динозаврам.

Из Читы — в мезозой: раскрываем древние секреты Красной Горки
Отпечаток шишки в окружении хвои и листа гинкго. Сейчас на планете сохранился один вид гинкговых — Ginkgo biloba. Это дерево, достигающее в высоту 40 метров,  растет в Юго-Восточной Азии. Его листья находят применение в медицине, семена употребляются в пищу, а древесина высоко ценится за устойчивость к воздействию влаги и грибков

В общей сложности палеонтологи насчитали здесь 43 вида тропических влаголюбивых растений — выходит, климат на территории Забайкалья 150 миллионов лет назад был влажным и теплым. По расположению растительных остатков исследователи установили, что с одной стороны лес подходил вплотную к озеру, а в других местах деревья росли на значительном удалении от песчаного берега, частично покрытого кустарниками.

Не растениями едиными

По богатству мезозойской энтомофауны с Красной Горкой могут сравниться лишь немногие местонахождения в мире. Палеоэнтомологи, изучавшие ее, выявили представителей 15 отрядов насекомых, в том числе скорпионовых мух, тараканов, термитов, стрекоз и клопов. Несколько лет назад тут удалось найти почти идеальный отпечаток крупного водяного жука.

Что же касается поденок и веснянок, то их видовое разнообразие, согласно заключению специалистов, вообще не имеет аналогов. Наличие отпечатков личинок этих мелких речных насекомых в сочетании с большим количеством листьев и хвоинок наводит мысль о том, что в озеро впадал ручей или речка.

Кроме Красной Горки, нигде в мире не находят отпечатки листьев с галлами — мелкими наростами, похожими на бородавки, которые представляют собой результат жизнедеятельности комариков, называемых галлицами. Эти двукрылые откладывают в листья или ветви подходящего растения яйца, а вылупляющиеся из них личинки выделяют особые вещества, способствующие образованию галлов. Способность к галлообразованию присуща и другим насекомым, например, жукам-долгоносикам.

Из Читы — в мезозой: раскрываем древние секреты Красной Горки
Отпечаток костей рыбы (фрагмент)

Среди многочисленных отпечатков листьев порой удается заметить силуэты плоских червей планарий. Такого рода находки были впервые описаны именно по образцам с Красной Горки.

Несмотря на столь впечатляющее богатство ископаемой фауны, кажется, что более крупных животных, чем перечисленные насекомые, в древнем озере и его окрестностях не водилось. Действительно, отпечатки остатков крупных существ на склонах горки крайне редки.

Но все же ученым посчастливилось найти отпечатки скелетов, отдельных костей рыб — ликоптер и тургонискусов. Значит, у пытливых искателей есть шанс отыскать остатки других организмов, включая даже динозавров. Каменная летопись Красной Горки явно прочитана не полностью.

Фото автора, если не указано иное