Загадочные галлы: откуда на растениях появляются странные наросты?

Гуляя в лесу, парке или отдыхая на даче, вы можете заметить на листьях и ветвях деревьев и кустарников странные утолщения. Как они появляются и кто их создатель?

Некоторые из них бывают столь живописны, что хочется подойти к ним поближе и внимательно рассмотреть. Некоторые походят на головы чудищ, мешки, шары. Оказывается, создают подобные шедевры маленькие незаметные комарики — галлицы (лат. Cecidomyiidae), точнее их личинки. Взрослые особи этих двукрылых отыскивают определенное растение и откладывают в него яйца. Выполнив родительский долг, они погибают, оставив потомство на произвол судьбы.

Вылупившись, неуклюжие и невзрачные создания приступают к поеданию живой ткани растения, причем выделяют при этом вещества, симбиотические грибы, способствующие появлению наростов, называемых галлами. Механизм появления галлов до конца еще не изучен. Возникшие таким образом на растениях «опухоли» служат замечательным домом для паразитов.

Загадочные галлы: откуда на растениях появляются странные наросты?

Выделяют галлы закрытого и открытого типа. Для каждого характерна своя форма. Хозяева данных убежищ — существа необычные. Ученые установили, что отдельные виды галлиц способны размножаться путем педогенеза, когда внутри тела одной личинки формируется сразу несколько других. Новое поколение, покинув тело матери, которая еще сама не стала взрослой, обретает самостоятельность. Такое даже в фантастических романах не часто встретишь!

Галлицы могут впадать в диапаузу, проще говоря, замедлять все процессы в организме на довольно длительный срок. Теперь понятно, почему беспомощные пожиратели растений способны пережить суровые времена.

Загадочные галлы: откуда на растениях появляются странные наросты?

Дождавшись благоприятного периода, личинки окукливаются и затем превращаются в маленьких комариков. В этом качестве их жизнь длится недолго: от нескольких часов до трех дней. Насекомые будто спешат воспользоваться последними мгновениями, ничего не едят, стремятся спариться и найти место пригодное для откладки яиц.

Загадочные галлы: откуда на растениях появляются странные наросты?

Открыто более трех тысяч видов галлиц. Одни питаются мицелием, другие предпочитают поедать личинок своих дальних сородичей, третьи паразитируют на черемухе, смородине, крыжовнике, злаках и наносят урон сельскому хозяйству.

Кстати, галлицы не единственные насекомые, способные создавать странные укрытия. К насекомым-галлообразователям относятся различные виды пилильщиков, хальциды и орехотворки. Их личинки питаются тканью листа, вызывая появление на нем причудливых наростов. У некоторых видов пилильщиков личинка окукливается внутри галла, а потом уже взрослое насекомое прогрызает себе путь наружу. Галлы способны образовывать и тли.