Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Иногда мы всерьез считаем блогеров близкими друзьями. Мы, но не наш мозг, и вот почему

Нейроны оказались способны определять, кто нам «и не друг, и не враг, а так»

25 мая 2023Обсудить
Иногда мы всерьез считаем блогеров близкими друзьями. Мы, но не наш мозг, и вот почему
Источник:
Bjorn Beheydt / Alamy

Психологи и медики из Университета Зигмунда Фрейда в Австрии впервые визуализировали реакцию мозга людей на их настоящих и фальшивых друзей. Под вторыми подразумевались интернет-знаменитости, блогеры, которые «дружат» с миллионами своих подписчиков в соцсетях и получают их доверие. Исследование показало, что даже если наши чувства не могут отличить реальную дружбу от виртуальной, то нейроны точно знают, кто друг, а кто — «так».

Дружба в классическом понимании подразумевает наличие обязательных черт: это взаимные личные отношения между людьми, в которых они готовы делиться своим истинным характером и индивидуальностью. Дружбу в соцсетях, которую заводят инфлюэнсеры с подписчиками, психология характеризует как фальшивую.

Пользователи соцсетей поддерживают инфлюэнсера и чувствуют к нему близость. Предыдущие исследования показали, что подписчики демонстрируют сильные чувства подлинной дружбы и доверия к таким знаменитостям.

В новом исследовании команда ученых пригласила 30 волонтеров и с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) записала активность их мозга при упоминании имен разных людей:

  • друзей и близких из реальной жизни;

  • любимых блогеров, на которых они были подписаны;

  • «недрузей» — настоящих знакомых, к которым они не испытывали никаких чувств.

На основе полученных данных активности ученые рассчитали потенциалы, связанные с событиями, — ERP.

Результаты показали, что на начальном этапе обработки информации в левой лобно-височной области мозг проявляет одинаковую активность в ответ на имена настоящих друзей и на имена «просто знакомых». И оба эти вида отличаются от активности в ответ на имена блогеров. На более позднем этапе — в левой и правой лобной и височно-теменной областях — активность также кардинально различалась при упоминании имен реальных и виртуальных друзей.

«В целом, имена настоящих друзей вызывали самые высокие уровни активации мозга. Результаты — объективное эмпирическое доказательство того, что человеческий мозг четко различает инфлюэнсеров или других знаменитостей и близких людей из реальной жизни, хотя субъективные чувства близости и доверия могут быть схожими», — подводят итоги авторы исследования, опубликованного в Brain Sciences.

Ранее психологи выяснили, почему умные и образованные люди иногда распространяют в соцсетях очевидную ложь.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения