2+2=5: ученые объяснили, почему люди охотно распространяют в соцсетях очевидную ложь
Фото
Olaf Schuelke / Alamy

Сегодня, в эпоху постправды, дезинформация распространяется не только из-за пропаганды. Иногда люди сами предоставляют заведомой лжи «моральный пропуск», пишет Psychologies со ссылкой на исследователей из Лондонской школы бизнеса.

По мысли ученых, людям кажется не стыдным поступком распространять ложь, если они убеждены, что в какой-то момент та станет правдой. Этот психологический механизм, например, замечен в арсенале политиков-популистов.

Например, кандидат в депутаты делает неоднозначное заявление, а его сторонники активно распространяют эту информацию, потому что верят в картину, представленную их кумиром.

Чтобы разобраться, как именно ложь получает «путевку в жизнь», ученые провели шесть экспериментов с участием более чем 3600 добровольцев. Людям называли различные утверждения, которые были несомненно ложными, а затем просили их придумать, как эта дезинформация впоследствии может стать истиной.

Например, 447 студентам Лондонской бизнес-школы, приехавшим из 59 стран, дали следующий кейс: «Ваш друг солгал в резюме, указав, что владеет навыком финансового моделирования, а на самом деле опыта у него нет».

Потом участникам предложили такой расклад, при котором эта ложь станет правдой: «Если ваш друг за лето пройдет курс финансового моделирования, у него появится этот навык». В результате лукавство «друга» уже не казалось недопустимым.

Затем 599 американцам показали шесть заведомо ложных политических заявлений, которые можно было счесть лозунгами республиканской или демократической партий. Затем часть участников попросили представить, каким образом условное обещание политика может исполниться.

Оказалось, что стоит людям задуматься об этом, как им начинает казаться: в любой, даже очевидно фейковой новости содержится зерно правды, которая со временем выйдет наружу.

Особенно ярко этот эффект проявляется, если ложное утверждение соответствует политическим убеждениям человека. Даже когда исследователи просили участников два раза подумать, прежде чем решать, можно ли репостить заведомый фейк, который они считают «перспективным», мнение не менялось.

Это очень тревожные результаты, демонстрирующие опасные последствия политической пропаганды в СМИ, считают ученые. Исследование показывает, почему так трудно переубедить людей — они фанатично верят, что у каждого ложного заявления есть правдивая суть. И что она обязательно проявится в будущем.

По материалам Psychologies.ru.

Ранее портал «Вокруг света» публиковал руководство из 10 правил по определению фейковой новости.