Их очень сложно распознать: какие тайны могут хранить «усатые» курганы в Сибири?

Археологи обнаружили в России редкий тип древних сооружений

14 ноября 2022Обсудить
Снимок Google Earth «кургана с „усами“» близ озера Мелкое, Карасукский район Новосибирской области.
Google Earth

Около двух десятков курганов с «усами» нашли в 2022 году участники Обь-Иртышского археологического отряда Института археологии и этнографии СО РАН. Каждый из таких курганов состоит из одной или нескольких насыпей, от которых на десятки или сотни метров расходятся два вала. При взгляде сверху валы напоминают огромные «усы».

«Эти объекты настолько велики (до 200 м и более в длину), что хорошо различимы на космических снимках, но непосредственно на земле их распознать затруднительно».

Подобные объекты уже давно открыты в степях Казахстана и Южного Зауралья, но там практически все курганы каменные, поэтому хорошо выделяются на поверхности. Археологи уже более ста лет исследуют эти памятники, но среди ученых нет единого мнения о датировке, культурной атрибуции и назначении этих сооружений.

Достоверно можно утверждать только то, что курганы возводили древние кочевники в раннем железном веке или в эпоху Средневековья. Находки в этих насыпях ученые делают очень редко.

Курганы в Кулундинской степи под Новосибирском менее выразительны, чем казахстанские, потому что образованы из грунта, а не из камня. Российские находки отдалены от ближайших зарубежных на 300 километров, поэтому археологи говорят об особой локальной группе сооружений.

Кроме того, в Новосибирской области они расположены на пойменных лугах, в отличие от древних погребальных курганов, которые возводили, как правило, на возвышенностях. Особенности указывают на то, что они древние кочевники могли проводить здесь родовые календарные праздники.

Исследование северо-восточной, кулундинской группы «курганов с „усами“» сейчас только начинается, рассказали «Вокруг света» в Сибирском отделении РАН. Находками ученых уже заинтересовались в местном краеведческом музее — возможно, скоро посетители смогут отправиться на «усатый» курган с экскурсией.