Ученые назвали возраст гибели жившей 2600 лет назад скифской девочки-амазонки

Мумию, найденную в России более тридцати лет назад, изучили с помощью переносного рентген-аппарата

23 марта 2022
ЛЭТИ

Новое исследование, проведенное сотрудниками Санкт-Петербургского электротехнического университета, показало, что девочке из скифского кургана Сарыг-Булун было всего 6–7 лет. Также ученым удалось рассмотреть ранее незамеченные артефакты — кольцо на пальце у ребенка и нож.

Девочка жила около 2600 лет назад и, возможно, принадлежала к племени, где женщины были воинами, как у мифических амазонок.

Останки в деревянной колоде, выдолбленной из лиственницы, были найдены еще в 1988 году на территории Тувы. Захоронение относится к VII веку до нашей эры.

Долгое время считалось, что останки принадлежат подростку мужского пола и воину. При нем был нехарактерный для детских и женских захоронений богатый арсенал оружия: топор-чекан, лук и колчан со стрелами. Только недавнее исследование генома позволило установить, что это девочка возрастом около тринадцати лет.

Женщина-лучник. Чолпон-Ата, Кыргызстан.
Kertu Saarits / Alamy

Для более точного анализа можно было применить рентген или компьютерную томографию. Однако подобный большой и хрупкий объект опасно вывозить в лабораторию и помещать в аппарат. Ученые ЛЭТИ использовали разработанное в университете собственное портативное оборудование, чтобы исследовать мумию прямо в музее.

По изображениям челюстей смогли установить биологический возраст ребенка. Другая серия снимков показала, что у нее был рахит.

На рентгене стали видны предметы, незаметные при поверхностном осмотре: металлическое кольцо на руке и нож на самом дне колоды.

Древние находки, обнаруженные уже более тридцати лет назад, до сих пор открывают ученым все новые данные о культуре и жизни скифов в VIII–VI веках до нашей эры на территории современной России.