И от паразита есть польза: как кошачья двуустка из Сибири помогла раненным мышам

Оказалось, что вызывающий тяжелые болезни червь может послужить медицинской науке

15 января 2023
wikipedia

Российские ученые предложили использовать белки червя-паразита, поражающего печень, чтобы ускорить заживление кожных ран. Эксперименты показали: препараты на основе Opisthorchis felineus ускоряют восстановление тканей более чем на 20%. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Хронически незаживающие раны, которые легко инфицируются и причиняют серьезный дискомфорт, возникают при некоторых патологических состояниях, например, сахарном диабете. Возможно и аномальное рубцевание кожных покровов, из-за чего части тела могут хуже двигаться.

На сегодняшний день для заживления ран используют различные гели из растительных компонентов, природные полисахариды, создающие своеобразный каркас для клеток, а также биоактивные пептиды. Последние, как оказалось, способны выделять плоские черви Opisthorchis felineus (иначе — кошачья или сибирская двуустка), вызывающие поражение органов пищеварительной системы у рыбоядных млекопитающих.

Недавняя научная работа показала, что эпителий, поврежденный паразитом, постоянно восстанавливается. Кроме этого, в области дефекта снижается уровень острого воспаления и активируется формирование новых кровеносных сосудов.

Ученые из Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН проверили способность белков паразита заживлять кожные раны у мышей. Для этого биологи выделили из червей их секреторный продукт, а также приготовили на основе паразитов лизат — препарат из разрушенных клеток.

Лизат и секреторный продукт паразита через 10 дней снизили площадь ран у подопытных грызунов более чем на 20 процентов. В экспериментальных группах животных стадии восстановления ткани проходили быстрее, уровень воспаления снизился, заживление шло без рубцевания.

Анна Ковнер

«В дальнейшем мы планируем исследовать действие секреторного продукта и лизата Opisthorchis felineus на модели сахарного диабета — одного из самых частых патологических состояний, при котором возникают хронически незаживающие раны».

Недавно ученые из Испании и Великобритании разработали способ избавляться от шрамов с помощью волосяных фолликулов.