«И мы поняли, что находимся внутри вулкана»: на Марсе нашли гору выше Эвереста — 9022 м

Это идеальное место для высадки будущих покорителей Красной планеты, говорят ученые

15 марта 2024

Background image: NASA Mars Global Surveyor (MGS) Mars Orbiter Laser Altimeter (MOLA) digital elevation model. Geologic interpretation & annotations by Pascal Lee and Sourabh Shubham 2024.

Планетологи сообщили об открытии гигантского вулкана на Марсе, который может скрывать под собой обширный ледниковый покров. По словам ученых, вулкан был так сильно изменен эрозией, что до сих пор оставался «не рассекреченным» на самом виду — хотя регион у экватора Красной планеты был исследован многократно. Однако только сейчас удалось разглядеть на топографической карте все признаки древнего вулкана. И они выглядят как потенциальные места для поиска жизни, а также для высадки роботов и людей.

Разрушен до неузнаваемости

Вулкан Ноктис находится, как говорят специалисты, в самом эпицентре событий: недалеко от экватора в восточной части вулканической провинции Фарсида между извилистым Лабиринтом Ночи и другой гигантской системой каньонов — Долиной Маринера. В этом же районе находятся хорошо известные марсианские вулканы — гора Аскрийская, гора Павлина и гора Арсия. Ноктис уступает им по высоте — 9022 метра, но может конкурировать в диаметре — около 450 километров.

Ученые предполагают, что Ноктис сформировался в самом начале истории планеты и был действующим с древности до недавнего времени. Космические аппараты неоднократно сканировали этот регион и пролетали над вулканом, начиная с миссии НАСА «Маринер-9» в 1971 году. Но не могли идентифицировать разрушенный до неузнаваемости вулкан.

В новом исследовании специалисты использовали данные сразу нескольких миссий.

<p>Паскаль Ли</p>

«Мы изучали геологию района, где в прошлом году обнаружили остатки ледника, когда поняли, что находимся внутри огромного и глубоко разрушенного вулкана».

На составленной с учетом всей информации топографической карте эксперты обнаружили ключевые особенности, говорящие о том, что перед ними вулкан. Хотя у Ноктиса на первый взгляд нет явной конусообразной формы из-за многовековых глубоких трещин и эрозии. Сейчас на карте проще увидеть выделенные исследователями остатки вершины и кальдеры вулкана, а также Noctis Landing — потенциально это место может стать посадочной площадкой для будущих миссий, в том числе с участием людей.

Источник воды и знаний о Марсе

История изменений вулкана и тонкий слой относительно нового вулканического пепла в его юго-восточной части указывает на то, что он был долго активен вплоть до недавнего времени. Предполагается, что под вулканическим налетом все еще есть ледниковый покров. Планетологи пришли к выводу, что в результате долгого взаимодействия тепла вулкана с водами ледника это место могло стать идеальным для зарождения жизни. Поэтому Ноктис особенно интересен астробиологам.

Left: Mars Express HRSC color mosaic © ESA/DLR/FU Berlin CC BY-SA 3.0 IGO; Right: Background image: same as Left; NASA MGS MOLA digital elevation model. Geologic interpretation and annotations by Pascal Lee and Sourabh Shubham 2024.

«Это сочетание факторов делает местонахождение вулкана Ноктис исключительно захватывающим для поиска жизни и для будущих исследований роботов и людей. Этот древний и долгоживущий вулкан настолько глубоко разрушен, что вы могли бы прогуляться пешком, проехать на машине или пролететь через него, чтобы исследовать, взять пробы и датировать различные части его недр, позволяющих изучить эволюцию Марса во времени», — говорит Паскаль Ли.

Если ледник действительно сохраняется рядом с относительно теплым экваториальным регионом Марса, значит, он может стать источником воды для будущих исследователей Красной планеты. Людям было бы удобно начать свой путь на Марсе с менее холодной его части — добывая воду с небольших глубин ледникового покрова для своих нужд и для производства ракетного топлива путем расщепления ее на водород и кислород.

Как марсианский Олимп оказался не только высочайшей вершиной Солнечной системы, но и островом, читайте здесь.