Потухший Олимп: высочайшая гора Солнечной системы оказалась островом

Три миллиарда лет назад он возвышался над водами марсианского океана

27 июля 2023
Getty Images

Геологи и вулканологи из Университета Париж-Сакле (Франция) и Лиссабонского университета (Португалия) представили доказательство того, что самая высокая гора в Солнечной системе — Олимп на Марсе — раньше была островом в океане. Новые данные, говорящие в пользу существования древнего марсианского океана, могут помочь ученым выяснить, как Марс из похожей на нашу планеты эволюционировал в то, что мы видим сейчас.

Потухший вулкан Олимп в провинции Фарсида у самого экватора Красной планеты (26 километров) в два с половиной раза превосходит по высоте самую высокую вершину Земли — гавайский вулкан Мауна-Кеа (10,2 километра).

Новое исследование показывает, что у Олимпа есть сходства с земными вулканами, а точнее, с действующими на нашей планете вулканическими островами, которые могут рассказать, как марсианский ландшафт выглядел несколько миллиардов лет назад. По словам авторов, эти общие черты — результат столкновения потоков лавы с вулкана и жидкой воды. И прямое свидетельство существования обширного океана на Красной планете в ее прошлом.

«Мы показываем, что Олимп имеет морфологическое сходство с вулканическими островами на Земле, где при переходе от моря к воздуху систематически происходят крупные структурные разрушения склонов в ответ на резкие контрасты вязкости лавы. Верхний край 6-километрового концентрического главного откоса, окружающего гору Олимп, скорее всего, образовался из-за перетекания лавы в жидкую воду, когда сооружение было активным вулканическим островом», — говорится в выводах работы, опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Getty Images

На расстоянии 1800 километров от Олимпа находится еще один марсианский вулкан Патера Альба, гораздо более приземистый. Его северный склон имеет аналогичные Олимпу и земным вулканическим островам черты. Это подтверждение того, что в сегодняшних марсианских низменностях вокруг вулканов в древности был протяженный ранний океан.

По словам специалистов, в ходе дальнейших исследований необходимо будет точнее датировать вулканические породы. Это поможет подтвердить или опровергнуть существование раннего марсианского океана. И, если открытие подтвердится, выяснить его возраст.

Сегодня предполагаемый возраст активности Олимпа колеблется в диапазоне от 3,8 миллиарда до 10 миллионов лет назад. Некоторые данные говорят, что основной рост вулкана пришелся на период 2,54 миллиарда лет назад. То есть исчезнувший марсианский океан мог существовать примерно до 3 миллиардов лет назад.

Таким образом, Олимп и Альба, эти одинокие потухшие вулканы посреди красной пустыни, могут стать ключом к разгадке тайны: был ли Марс когда-то планетой, похожей на нашу, существовала ли на нем жизнь? Если да, то как и почему исчез этот процветающий мир? Возможно, говорят ученые, это даст ответы на вопросы и о будущем Земли.

Пока же у астробиологов есть версия о том, что жизнь на Марсе когда-то погубила сама себя: микробы съели «одеяло» и все замерзли.