Города на астероидах — разве это возможно? Да, но нам потребуется мешок из нановолокна

Физики из Великобритании представили проект поселения внутри астероида

21 декабря 2022
University of Rochester / Michael Osadciw

Идея сделать космос доступным для всех, а не только для избранных, в последние годы набирает все большую популярность. Но для того, чтобы распространиться за пределы Земли, человечество нуждается в подходящих для жизни пространствах. Ученые из Рочестерского университета предположили, что космические города можно строить внутри астероидов.

Свой, пока чисто теоретический, план группа специалистов во главе с физиком Адамом Франком и инженером Питером Миклавчичем изложила в статье, опубликованной в журнале Frontiers in Astronomy and Space Sciences.

Использование «летающих гор» в качестве плацдармов для космических городов может стать сравнительно быстрым, дешевым и эффективным методом расселения в космосе. Дополнительным преимуществом является слой горной породы, который будет защищать людей от смертельных доз солнечного излучения.

Чтобы создавать внутри астероидов приемлемый уровень гравитации, ученые предлагают превращать их в так называемые «цилиндры О’Нила». Эту идею в 1972 году предложил физик NASA Джордж О’Нил — при вращении цилиндрического тела с достаточной, но не слишком большой скоростью внутри него появляется искусственная гравитация, и обитающие там люди не страдают от укачивания.

Правда, проблема в том, что породы, из которых состоит большинство астероидов, фактически представляют собой щебень, которых разлетится на фракции при вращении. Решением этой проблемы может стать огромный эластичный мешок из ультралегкого, но суперпрочного углеродного нановолокна. Франк и его коллеги предположили: если поместить астероид внутрь такого мешка, он предотвратит разрушение внешнего слоя.

Ученые так представляют себе весь процесс.

1. Астероид раскручивают, чтобы создать внутри искусственную гравитацию. Это неизбежно приводит к его разрушению.

2. Куски астероидного «щебня» начинают разлетаться во все стороны, растягивая мешок из углеродного нановолокна, обтягивающий астероид снаружи.

3. Когда мешок растянется до максимума, натянутые углеродные нановолокна резко сожмутся, туго обхватив астероид и вернув обратно оторвавшиеся куски «обшивки».

Адам Франк

«Астероид диаметром 300 м можно превратить в космическую среду обитания цилиндрической формы, предоставив около 57 км2 жилой площади, что примерно соответствует размеру Манхэттена».

Конечно, жизнь внутри астероидов пока относится к области научной фантастики, но, по словам Франка и Миклавчича, у человечества уже есть или находятся в разработке технологии, необходимые для реализации проекта.

«Идея астероидных городов кажется слишком фантастической, пока вы не осознаете, что еще в 1900 году никто не летал на самолетах, а прямо в эту минуту тысячи людей преодолевают огромные расстояния по воздуху, в тысячах километров над поверхностью планеты, сидя при этом в комфортных креслах», — заметил Франк.