Некоторые из описанных ниже проектов «городов будущего» уже реализуются, другие остаются пока мечтой.
По прямой линии
Светящиеся в темноте пляжи. Миллиарды деревьев на месте прежней пустыни. Поезда на магнитной подушке. Искусственная луна. Город без углеродных выбросов, построенный по прямой линии длиной более 170 километров в пустыне, — вот облик Neom Sity, футуристического экогорода, проект которого стоимостью в 500 миллиардов долларов воплощается в Саудовской Аравии. Он займет площадь свыше 26 500 км2 — это больше, чем Кувейт или Израиль.
Линия города будет строиться поэтапно, причем каждый из участков должен обладать самодостаточной инфраструктурой пешей доступности. Путешествие по линии планируется осуществлять на гиперскоростных поездах (самая длинная поездка не превысит 20 минут).
В море рядом с Неомом пришвартуют плавучий город Оксагон, которому назначена роль промышленного хаба. Жители Неома будут существовать в рамках автономной правовой системы, которую разработают с учетом пожеланий инвесторов. Заявлено, что первая фаза проекта завершится уже в 2025 году.
Несбывшиеся острова
Азербайджанский проект «Хазарских островов» (Khazar Island) был объявлен в 2011 году. В его рамках задумывалось строительство искусственного архипелага из 44 островов общей площадью 3 тысячи гектаров.
Предполагалось, что там будут аэропорт, яхт-клуб, трек для «Формулы-1», дома для 800 тысяч жителей и самый длинный в мире бульвар на 150 км, а также «Башня Азербайджан» высотой в 1050 метров.
Авторы проекта хотели построить на искусственных островах 300 школ и детских садов, пять университетов, а также многочисленные пентхаусы, виллы и полную инфраструктуру, включающую даже гоночный трек для «Формулы-1». Специально для «Хазарских островов» архитекторы спроектировали двенадцать типов зданий в стиле Hi-Tech. Цена вопроса должна была составить 100 млрд долларов.
Но в 2015 году цены на нефть, а вместе с ними и доходы инвесторов проекта резко упали, и стройку заморозили. При этом искусственные острова и пляжную зону построить-таки успели. В 2017 году инвесторы признали, что возобновить строительство в ближайшем будущем, пожалуй, не получится. Поэтому предложено перепрофилировать «Хазарские острова» в курорт.
Спираль под водой
Старейшая японская строительная компания Shimizu Corporation в 2014 году представила проект подводного города «Океанская Спираль» (Ocean Spiral). Это поселение, получающее энергию со дна моря: кислород будут выделять из углекислого газа, а большую разницу температур и давления используют для производства электроэнергии.
Сам город должен представлять собой полую сферу диагональю 500 метров. В ее центре построят главное здание, где смогут жить и работать до 5000 человек. Его окружит сеть треугольных ячеек, в которых разместятся помещения инфраструктуры: магазины, кинотеатры, отели и прочее.
В надводной части сферы планируется разместить входы в город и разные строения. Нижней же своей частью Ocean Spiral должен упираться в океаническое дно, но не напрямую, а посредством огромной спирали, на которой будет держаться вся сфера. Благодаря этой спирали, уходящей на глубину до 15 километров, может поддерживаться и сообщение с подводным научно-исследовательским центром и заводом по добыче полезных ископаемых.
Рядом с ними хотят разбить фермы для разведения редких пород рыб. Сначала говорили, что Ocean Spiral введут в эксплуатацию в 2030-м, но потом этот срок отодвинули на пять лет.
Подземная пирамида
«Землескреб» (Earthscraper) — проект, выдвинутый в городе Мехико в 2015 году. Это 65-этажная «опрокинутая» пирамида из армированной стали и стекла площадью 7618 квадратных метров. Источником энергии для здания должна служить геотермальная энергия, которая сделает подземный город самодостаточным.
Автор идеи архитектор Эстебан Суарез и его коллеги из архитектурного бюро BNKR Arquitectura предлагают разместить «землескреб» под самой большой площадью в Мехико-Сити. Он будет уходить в землю на 300 метров, а самым верхним элементом конструкции станет квадратный участок площадью 240 кв. м, полностью закрытый армированной стеклянной крышей.
Для лучшей освещенности всю сердцевину перевернутой пирамиды по проекту должен занять сужающийся открытый атриум, благодаря которому солнечный свет проникнет до самых нижних уровней. Несмотря на привлекательность этого проекта, который может решить проблему перенаселения Мексико-Сити, до практического воплощения дело пока не дошло.
Мечта Жюля Верна
Первый в мире плавучий город-государство стал инициативой некоммерческой организации The Seasteading Institute (TSI). Собственно, «систейдинг» — концепция, предполагающая создание свободных сообществ с собственными законами и системой управления. Они путешествуют по океанам, куда глаза глядят, на больших судах или даже на рукотворных движущихся островах.
Впервые такую идею предложил в своем романе «Плавучий остров» Жюль Верн еще в 1895 году. Основатели TSI Уэйн Грамлих и Пэтри Фридман задумали создать плавучий остров, являющийся свободной экономической зоной с собственным торговым законодательством, правительством и криптовалютой.
По их задумке, такой остров сможет швартоваться у берегов любых государств и покидать их по своему желанию — в том числе в случае несогласия с их политическим режимом. В начале 2017 года институт заключил соглашение о строительстве подобного острова в одной из лагун Французской Полинезии и даже успел заказать проект разработчикам. Но уже в 2018 году правительство страны отказалось от сотрудничества. Впрочем, в TSI от мечты не отступились.
Заполярный купол
Российский проект «Умка», представленный в 2011 году, предусматривает строительство городка за Полярным кругом. Его предполагалось разместить на острове Котельном (Новосибирский архипелаг) — в одном из самых неблагоприятных с климатической точки зрения регионов планеты.
Архитектор Валерий Ржевский предложил накрыть город огромным куполом (1500 метров в длину и 800 метров в ширину) с регулируемой климатической системой. Для 5000 жителей города предполагается создать развитую инфраструктуру: аквапарк, свое производство хлеба и рыбных продуктов, фермы по разведению домашней птицы, лаборатории, школы, храм, отели, больница.
Городской транспорт станет работать на электричестве от АЭС. Все виды отходов могут перерабатываться на двух специальных заводах. Жить в городе будут ученые, пограничники, горнодобытчики и нефтяники. Ориентировочная стоимость проекта обозначена в 6,4 млрд долларов, но до практической реализации пока дело не дошло.
Транспортный рай
В 2020 году компания Toyota сообщила, что построит «город будущего» Woven City у подножия горы Фудзи. Проект датского архитектора Бьярке Ингелса предусматривает, что все здания будут деревянными, энергию станут добывать посредством солнечных батарей и водородных топливных элементов, дома оснастят «умной техникой» и искусственным интеллектом.
По дорогам города будет ездить полностью автономный и экологически чистый транспорт, а улицы разделят на три типа: для пешеходов, медленных и быстрых транспортных средств. Улицы, дворы и парки решено густо засадить деревьями и кустарниками.
Жить в этом городе будут 2000 человек — семьи сотрудников Toyota, партнеры корпорации и ученые, работающие над различными проектами. Церемонию закладки Woven City провели 23 февраля 2021 года.
Город из мусора
Французский архитектор Венсан Каллебо разработал в 2015 красивый проект Aequorea — это город из трех зданий, наполовину погруженных в воды океана и выполненных в форме медуз. В каждом из них расположатся жилые помещения, рабочие пространства, разнообразные мастерские, заводы по вторичной переработке мусора, научные лаборатории, спортивные площадки и прочее.
Предполагается, что морской город сможет приютить около 20 тысяч человек. Питаться они будут овощами и фруктами, выращенными на фермах, которые создадут непосредственно в морском городе, а также дарами океана.
Для строительства Aequorea планируют использовать специальный композитный материал из переработанного мусора из океана и водорослей. При этом все здания предполагается напечатать на 3D-принтере. И хотя кажется, что с технической точки зрения все готово, интереснейший проект Каллебо пока остается нереализованным.
Центр прогресса
В 2006 году в Объединенных Арабских Эмиратах запустили проект Масдар-Сити — экогорода, построить который первоначально планировали всего за восемь лет.
Разработчики рассчитывали, что население экогорода составит от 45 до 50 тысяч человек, и еще дополнительно около 60 тысяч человек будут ежедневно приезжать в Масдар-Сити для работы.
Предполагалось, что работать они должны на более чем полутора тысячах предприятий и учреждений, специализирующихся на разработках в области экологически чистых технологий, производстве и реализации связанной с ними продукции и товаров широкого профиля.
Основным индивидуальным средством передвижения в Масдаре должны были стать электромобили-беспилотники, действующие в режиме такси: они получили название PRT — Personal Rapid Transit. Сейчас, спустя шестнадцать лет, застроено меньше 10% от первоначально объявленной общей площади Масдар-Сити. Теперь срок полного его запуска перенесен на 2030 год, но и эта дата еще не окончательная.
Правила Футурополиса
«Экополис» ближайшего будущего должен стать альтернативой описанному фантастами антиутопическому «планетарному городу», грязному и небезопасному.
Основные характеристики — ликвидация прежней неэкологичной промышленности и замена ее на действующую на водородном топливе. Создание специальных кластеров по производству водородного топлива.
Полный отказ от шумного и вонючего транспорта и переход на электромобили и автомобили, работающие на водородных элементах. Широчайшее внедрение беспилотного транспорта для пассажиров и грузов.
Все повторяющиеся («нетворческие») и трудные виды работ автоматизированы и возложены на роботов. Максимальная компьютеризация и внедрение «умной» бытовой техники. Ну и не забудем про развитие биотехнологий, позволяющих раз и навсегда закрыть вопросы недостатка продуктов.
Город на Марсе
В 2017 году в правительстве ОАЭ объявили, что ровно через сто лет, в 2117 году, собираются построить город на Марсе размером с Чикаго и с населением до 600 000 человек.
Детали проекта пока не разглашаются, впрочем, впереди еще почти целый век, чтобы исполнить обещание. Пока что, как заявлено, первая фаза проекта будет сосредоточена на накоплении необходимых навыков и технологий, которые потребуются для отправки людей на Марс и начала работ там.
Большую часть строительства предполагается возложить на роботов, но и без присутствия на Марсе людей процесс не обойдется. Пока что можно констатировать, что проект не выбивается из графика.
В феврале 2021 года, как и было запланировано, орбиты Красной планеты достиг первый беспилотный космический корабль ОАЭ Hope («Надежда»), который приступил к изучению марсианской атмосферы. Таким образом был сделан самый первый практический шаг, который в конечном итоге должен привести к строительству марсианского города.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, сентябрь 2022