Главный долгожитель этой планеты: посмотрите на существо, которое может прожить 15 тысяч лет

Океанологи встретили его во время экспедиции ко дну Тихого океана

7 июня 2024Обсудить

blogs.noc.ac.uk

Океанолог Томас Дальгрен рассказал, каких «потусторонних» существ обнаружила их команда во время глубоководной экспедиции в Тихом океане. Ученые сумели сделать фотографии высокой четкости на глубинах в 4000–5000 метров от поверхности, куда не проникает свет и с трудом попадает хоть какая-то пища.

В этих условиях обитают удивительные существа: морской огурец «Барби-свинка» и полупрозрачная губка, доживающая до 15 тысяч лет. Экологи и океанологи торопятся открыть как можно больше видов, прежде чем в этом регионе начнут добывать полезные ископаемые.

Как открывать новые виды в XXI веке

Эксперты исследовали так называемую зону разломов Кларион — Клиппертон между Мексикой и Гавайями. В этом районе на глубине около 3500–5000 метров находится часть глубоководных абиссальных равнин — эта область, несмотря на название, представляет собой не совсем плоский ландшафт. Там и впадины, и множество подводных гор, которые возвышаются на сотни метров от дна. Хотя абиссальные равнины занимают 40% ложа Мирового океана, их удивительный животный мир мало изучен.

<p><a target="_blank" rel="noopener nofollow" href="https://www.gu.se/om-universitetet/hitta-person/thomasdahlgren">Томас Дальгрен</a></p>

«Только один из десяти видов животных, обитающих здесь, был описан наукой. И это тот редкий случай, когда ученые могут участвовать в открытии новых видов и экосистем так же, как это делали наши коллеги в XVIII веке. Это очень захватывающе!»

В новой экспедиции использовали глубоководный дистанционно управляемый аппарат, который спускали с борта исследовательского судна James Cook.

blogs.noc.ac.uk

Как объяснили участники проекта, получать превосходные снимки в глубоких слоях океана — экстрасложная задача, так как эти области полностью лишены света. В зоне Кларион — Клиппертон ученым повезло с тем, что вода была очень прозрачной, пришлось «поколдовать» с направленным светом, вспышкой, выдержкой и движением аппарата, но исследователи сняли жителей глубоководного мира.

Кого океанологи встретили на глубине

О некоторых из них, как о прозрачном морском огурце по прозвищу unicumber, было известно, но прежде они ни разу не были запечатлены на снимках высокой четкости. Этот трепанг с прозрачным телом относится к семейству эльпидиид (лат. Elpidiidae).

#NHMDeepSea Group, Natural History Museum, UK

На фото хорошо виден кишечник и то, чем он пообедал, — это осадок, падающий на дно. Длинный хвост, как считают ученые, он может использовать, чтобы передвигаться в воде.

Еще один обитатель, которого сфотографировали ученые, — удивительно нежная, похожая на бокал, стоящий на дне океана, стеклянная губка.

SMARTEX Project, NERC/smartexccz.org

Это беспозвоночное со скелетом из шестиконечных игл проводит всю жизнь, прикрепившись к поверхности и отфильтровывая питательные вещества из «морского снега». Животное, кстати, считается самым долгоживущим на планете — возраст особи может достигать 15 тысяч лет.

На камеру попал и ранее неизвестный вид морского огурца из рода Amperima, которого ученые уже окрестили «морской свинкой Барби»: за розовый цвет и маленькие толстенькие лапки. С их помощью он может очень медленно передвигаться по дну в поисках отложений, богатых питательными веществами.

SMARTEX Project, NERC/smartexccz.org

Спереди у «Барби-свинки» также есть выросты — модифицированные ноги, которые она использует, чтобы класть еду в рот.

«Эти морские огурцы были одними из самых крупных животных, найденных в экспедиции. Они действуют как пылесосы на дне океана и специализируются на поиске отложений, прошедших через наименьшее количество желудков».

Вот еще несколько фото из этой экспедиции.

Почему эти виды могут исчезнуть?

Все эти виды приспособились выживать в условиях скудной пищи: их еда — в основном органические остатки, которые падают из верхних слоев океана — их называют «морским снегом». Или питательные вещества в донных отложениях, которые также попали туда сверху. В других исследованиях геологи измеряли возраст этих слоев — в некоторых районах Тихого океана отложениям было около 180 миллионов лет. Это «морской снег», который «выпадал», «когда диплодок рылся в папоротниках, а ихтиозавры плавали в этих водах», говорят океанологи.

Хотя из-за нехватки пищи глубоководные обитатели селятся подальше друг от друга, исследователи констатируют, что этот район отличается видовым разнообразием и богатством фауны. И для всех этих существ, в том числе еще не открытых наукой, вскоре может появиться угроза.

В изучаемом районе планируют глубоководную добычу редких металлов — они нужны для солнечных панелей, аккумуляторов электромобилей и других «зеленых» технологий. Однако «экологичные» продукты для людей могут угрожать этой экосистеме из-за разработки минеральных конкреций, на которых и живут описанные выше существа.

Что за футбольную рыбу недавно выбросило на берег Тихого океана, Vokrugsveta.ru показывал тут.